Кто осуществляет включение сведений в РНП?

— Согласно Закону о контрактной системе ведение Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок – то есть Федеральной антимонопольной службой — на основании поступающих обращений заказчиков. Иные организации таким правом на обращение в антимонопольный орган не обладают.

Что является основанием для включения в РНП?

— Во-первых, это уклонение участника закупки от заключения контракта, когда он был признан победителем по итогам торгов. Во-вторых, это расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта. И в-третьих, антимонопольный орган вправе включить хозяйствующий субъект в РНП в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Каковы последствия включения в так называемый «черный список поставщиков»?

— Включение сведений о поставщике в РНП накладывает серьёзные ограничения, поскольку препятствует участию в закупках для государственных и муниципальных нужд в течение двух лет и может негативно сказаться на имидже и деловой репутации организации. Стоит отметить, что в настоящее время заказчик вправе (!), а не обязан устанавливать требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе Реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица. Но, как показывает практика, данное требование включается практически в каждую закупочную документацию. В связи с этим, конечно, нахождение в «черном списке» отрицательно сказывается на дальнейшей деятельности хозяйствующего субъекта.

Расскажите о порядке признания подрядчиков недобросовестными и механизме занесения информации о них в РНП.

— В случае поступления обращения заказчика о включении сведений в РНП в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта, когда он был признан победителем по итогам торгов либо в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, антимонопольный орган назначает проведение внеплановой проверки. Назначается заседание, на которое приглашаются заказчик и организация, в отношении которой рассматриваются сведения о включении в РНП. В случае подтверждения информации принимается коллегиальное решение о включении сведений в РНП – в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица. Далее принятое решение направляется в ФАС России, которая технически уже осуществляет включение в РНП. Поэтому датой включения является не дата вынесения решения, а дата включения сведений на сайте.

Если обратиться к цифрам, сколько поступало обращений заказчиков о включении в РНП в 2016 году и что служило поводом для такого обращения?

— За 10 месяцев 2016 года в Оренбургское УФАС России поступило 105 обращений заказчиков о включении сведений в РНП. Из них более половины (57) по причине уклонения победителей торгов от подписания контракта. По состоянию на 1 октября 2016 года в РНП было внесено 249 записей в отношении недобросовестных поставщиков. Некоторые организации были внесены в РНП несколько раз, поскольку срывали множественные контракты.

А сколько обращений было удовлетворено и что послужило основанием для отказа о внесении в РНП?

— Из поступивших обращений заказчиков в 2016 году удовлетворено было 32 обращения. Основания для отказа в удовлетворении обращения о включении в РНП бывают разные: от допущенных заказчиком процессуальных нарушений (например, заказчик при одностороннем расторжении контракта не направил поставщику решение, ограничившись его размещением на сайте) до подтверждения фактов наличия добросовестных действий поставщика (например, поставщик подписал контракт, закупил товар, но внес обеспечение исполнения контракта не в полном объеме). Так, на практике встречались случаи, когда не хватало до полного обеспечения исполнения контракта нескольких копеек. В силу закона с указанным поставщиком контракт подписан быть не может, указанное обстоятельство является основанием для обращения в РНП.

Какой яркий пример из последних дел по включению поставщиков в РНП Вы можете привести?

— Резонансным стало дело о включении в РНП хозяйствующего субъекта, ставшего победителем конкурсов, проводимых сразу несколькими школами в Акбулакском районе по приготовлению горячего питания. До определенного периода поставщик обеспечивал исполнение контракта, однако в определенный момент в связи с возникшими финансовыми трудностями исполнение контракта было прекращено.

В связи с уклонением от исполнения контракта заказчики приняли решение об одностороннем расторжении договора с данным хозяйствующим субъектом и обратились в Оренбургское УФАС России с заявлением о включении сведений о нем в Реестр недобросовестных поставщиков.