— А каковы наиболее актуальные проблемы музея?

Как вы знаете, долгое время Усадьба Рукавишниковых была все-таки краеведческой экспозицией. Но после реставрации мы получили здание, которое само по себе является музейным объектом. Хочется показывать посетителям архитектуру, разнообразие стилей и не закрывать эти интерьеры экспозицией, поэтому было принято решение рассказывать об истории края через историю семьи Рукавишниковых. Сейчас выставки, конечно, тоже краеведческого характера, но мы не можем представить в музее все экспонаты из фонда. У нас только археологических объектов более 85 тысяч, все это хочется, конечно, показать, но места не хватает, да это и не совместимо с внутренним убранством музея, поэтому сейчас мы стоим перед вопросом поиска в городе другой площади краеведческой экспозиции. Также мы часто сталкиваемся с такой проблемой как отсутствие подлинников при создании той или иной выставки. К примеру, есть у нас в планах открытие музыкального музея имени Балакирева, но подлинных документов не найти. Здесь на помощь нам приходят архивные работники, краеведы – вот совсем недавно усилиями ученого совета музея удалось отыскать письмо с подписью Балакирева. Кроме того, если говорить о филиалах, то нам бы хотелось вернуть Домик Петра, где, кстати, была представлена самая первая экспозиция музея, поэтому мы направили письмо в Министерство культуры РФ с просьбой о его передаче.

 

— Выставочная деятельность – это наиболее заметная, очевидная часть жизни музея, какие еще мероприятия проводятся музеем?

 

Хочется, чтобы музей не только рассчитывал на бюджет, но и сам зарабатывал, поэтому возникают проекты, которые вообще-то музею не свойственны. Например, Резиденция Деда Мороза. Кроме коммерческой этот проект имеет еще и образовательную цель. Например, он привлекает внимание к кремлю. Хорошо, когда самые маленькие нижегородцы идут посмотреть на памятник культуры, пусть даже и на детское представление. Такие проекты тоже нужны, поскольку они косвенно прививают маленькому посетителю любовь к родному краю.

 

— Какие еще подходы к современному зрителю выработал музей?

 

Конечно, за 120 лет подход к посетителю изменился, сейчас он ориентирован на привлечение информационных технологий, использование интерактива. К примеру, в прошлом году к 70-летию победы в Великой Отечественной войне в Нижегородском кремле открылась экспозиция, которая совместила в себе классический хронологический подход в построении выставки и современные тенденции – 3D витрины и сенсорные киоски. В этом году мы готовим проект «О колесе, колесах и авто…». Это выставка, где будут представлены модели ретро автомобилей, таких как «Победа», «Запорожец» кабриолет и других. Откроется она 20 апреля у Зачатьевской башни. Причем на многих моделях можно будет прокатиться по Нижневолжской набережной. Хорошо, когда образовательный процесс идет через вовлечение и увлечение человека.

 

— А какие мероприятия пройдут в честь 120-летия музея?

 

Совсем недавно открылась выставка «Потомки Рукавишникова», скоро будет представлена выставка поступлений, где можно будет увидеть экспонаты, в разное время подаренные музею. Также в этом году откроются экспозиции к 120-летию XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 года, к 150-летию перевода Новгородского кадетского корпуса и многие другие. Также мы планируем расширить археологическую экспозицию в Зачатьевской башне. Будет здорово, через игру с самыми маленькими посетителями объяснить, как проводятся полевые работы, чтобы дети сами попробовали найти какие-то черепки в песке. Тогда, может быть, у них появится желание стать в будущем археологами. Вот то, что мы хотим воспитать.

 

— Пользуется ли популярностью музей у нижегородцев и гостей города?

 

Главный показатель – это посещаемость экскурсий. Для сравнения, десять лет назад в музее за год могло побывать около 70 тысяч человек, сейчас же более 600 тысяч. К слову, у нас рост посещаемости даже выше, чем в среднем по России. А с учетом посещаемости музейных объектов на территории Кремля и таких масштабных акций, как Ночь музеев, в которых мы участвуем, количество посетителей достигает миллиона. Это очень хорошие цифры даже для Москвы и Санкт-Петербурга, где туристические потоки намного больше.

 

 

 

Источник: Информационное агентсво «NewsRoom24», март 2016 год