Москва в мозаике: как специалисты следят за сохранностью панно на выходах из подземных переходов

Инкрустированные изумрудами, топазами и ониксами панно украшают семь выходов из подземных переходов станций метро «Пушкинская» и «Тверская». Специалисты регулярно следят за чистотой и сохранностью конструкций.

В 1997 году, в честь 850-летия Москвы, выходы из подземных переходов станций метро «Пушкинская» и «Тверская» украсили семь красочных панно. Со временем мозаичное основание стало разрушаться, камни падали на ступени и разбивались. В 2009 году по авторским эскизам и старым проектам изготовили и заменили три панно, а еще четыре — в 2014-м.

Создавались панно в мастерских, установкой занимались сотрудники ГБУ «Гормост». Они же следят за сохранностью конструкций — промывают работы и проверяют, не повредились ли швы между элементами мозаики.

Сейчас каждое панно представляет собой монолитную конструкцию и держится на подсистеме из нержавеющей стали, то есть прослужит очень долго. На мозаику нанесено антивандальное покрытие, которое предотвращает выпадение элементов и разрушение природного камня. Кроме того, оно защищает мрамор от впитывания краски — если конструкцию разрисуют, ее легко смогут очистить специалисты.

Промывают панно каждую ночь в промежутке с полуночи до 02:00. Днем очищать конструкции нельзя — это доставит неудобства при движении пешеходов. При работе с мозаикой используется раствор для натурального камня: он не разрушает породу, убирает следы копоти, пыли и грязи, не наносит вреда архитектуре и человеку. При этом средство полностью биоразлагаемое.

Каждая работа промывается вручную с помощью тряпок, щеток и резиновых стяжек — как при очистке окон. Механическое оборудование не задействуют: мозаика очень тонкая, ее легко повредить. Специалисты также следят за качеством антивандального покрытия и тем, чтобы швы между элементами мозаики были заполнены особой смесью. Если вдруг найдены повреждения или покрытие стало шелушиться, информация об этом заносится в журнал, а на следующий день приезжают люди, которые все восстанавливают.

При создании панно мастера использовали изображения города с гравюр и картин XIX века. Если осмотреть выходы из подземки, можно увидеть выложенные мозаикой виды Страстного бульвара, Страстной площади с изображением находившегося здесь до 1937 года Страстного монастыря, Тверского бульвара и Тверской улицы. А вот при выходе на Пушкинскую площадь горожане могут полюбоваться изображением памятника поэту.

Панно содержат полудрагоценные камни (изумруды, топазы, ониксы) и более 20 видов мрамора. Каждая работа весит около 500–600 килограммов. А вес конструкции, установленной на самом широком выходе из перехода, который находится у здания «Известий», составляет около тонны.

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: