С. Аксёнов: Добрый день, Сергей Валентинович! Закончился год, какая ситуация складывается в туристической отрасли? Какие основные планы ставите перед министерством на 2017 год?

С. Стрельбицкий: Добрый день, Сергей Валерьевич! В 2016 году республика обслужила 5,573 млн туристов что на 21% выше, чем в 2015 году. В летний сезон отрыв составляет 25%, то есть за летний сезон в Крыму побывало 3 млн туристов. Больше всего туристов отдохнуло в Ялте – 46%. Однако сегодня и западный регион даёт неплохие результаты – с 18% в том году турпоток увеличился до 31%. Много делается для того, чтобы увеличить турпоток в межсезонье. Однако Крым популярен в основном летом, поэтому для нас главная тема сегодня – это подготовка к летнему сезону и подготовка пляжных территорий.

В том году согласно Вашему распоряжению мы приступили к проведению новой модели благоустройства пляжных территорий. В 2016 году работало 367 пляжей, из них 160 – пляжи, которые согласно конкурсу нашли свои эксплуатирующие организации. Бизнес вложил в благоустройство пляжных территорий 300 млн рублей. Это очень хорошие показатели, поэтому сегодня мы нацелены на то, чтобы увеличить количество пляжей, в том числе – благоустроенных. В конце 2016 года были приняты новые методические рекомендации, которые по Вашему поручению уже полностью согласованы с прокуратурой. Данные рекомендации уже начинают работать в муниципалитетах.

С. Аксёнов: Посещение пляжей для крымчан  и для туристов бесплатное?

С. Стрельбицкий: Бесплатное. Только лечебные и детские пляжи будут с ограниченным доступом, все остальные будут общедоступными.

С. Аксёнов: При этом нужно не допустить, чтобы компаниям, эксплуатирующим пляжи, надо было платить за каждое движение. Они могут оказывать дополнительные услуги – взимать плату за лежаки или ещё за что-то. Но беспрепятственный доступ на пляжи должен быть обеспечен, кроме детских и лечебных, также есть режимные охраняемые учреждения – по таким предприятиям есть ограничения.

Насколько известно, главная претензия туристов была связана с тем, что на пляжах была антисанитарная обстановка. Все моё поручение относительно уборки получили. Как идёт его реализация?

С. Стрельбицкий: С сентября начали выполнять Ваше поручение. Советом министров Республики Крым были приняты мероприятия по подготовке пляжных территорий к купальному сезону 2017 года. Раскрываем наши пляжи для общественности, у нас теперь есть интерактивная карта, где будут размещены все пляжи и каждый желающий сможет по тому или иному пляжу высказать мнение. Это даст возможность увеличить народный контроль.

С. Аксёнов: С какого момента граждане смогут пользоваться картой и смогут знать, кому предъявлять претензии по конкретному пляжу?

С. Стрельбицкий: Данная программа уже работает. Планируем, что открытие пляжей начнётся с майских праздников, и тогда граждане смогут посещать данный интернет-сайт. Также был подготовлен специальный промо-сайт по пляжному отдыху. 1-3 мая, когда будем проводить туристический форум «Открытый Крым», с целью облегчения нашим предпринимателям возможности благоустраивать пляжные территории также проведём большую выставку, где будут представлены новые технологии, мебель для пляжного хозяйства и прочее.

Что касается мусора, действительно, это была большая проблема.

С. Аксёнов: Никогда данной проблемой системно не занимались.

С. Стрельбицкий: Сегодня подготовлена вся нормативная база, все Ваши поручения на сегодняшний день нацеливают и министерство курортов и туризма, и наши муниципальные образования сделать полный контроль и обязать, а также сделать схему всех пляжных территорий. В соответствии с Вашим поручением за каждой пляжной территорией будут закреплены ответственные.

С. Аксёнов: Должен быть кто-то, кто персонально несёт ответственность за чистоту на конкретной территории. Надо знать, кого награждать или, соответственно, в отношении кого принимать какие-то административные меры.

С. Стрельбицкий: Думаю, что до 1 февраля данная работа будет завершена и у каждой территории будет свой хозяин – человек, который будет за неё отвечать. Во всяком случае, мы всё делаем для того, чтобы выполнить данное поручение.

С. Аксёнов: Создана комиссия в части проверки чистоты стоков – речки, которые впадают в море, особенно вблизи населённых пунктов или в их границах. Частные домовладения или промышленные предприятия, где отсутствовала канализация, зачастую сбрасывали всё в речки, и всё это через пляжные территории выносило прямо в море. До 1 апреля такая работа с точки зрения мониторинга должна быть завершена. У комиссии задача чёткая – к 1 мая все процедуры должны быть завершены.

С. Стрельбицкий: На «горячую линию» поступали такие жалобы, мы их проверяли и они подтверждались. Действительно, эта проблема остро стоит в Крыму, и без её решения проведение курортного сезона в 2017 году будет очень осложнено.

С. Аксёнов: Чистоты можно добиться и без больших денег. Надо иметь желание, болеть за свою вверенную территорию и понимать, что надо самому выходить регулярно в проверочные рейды, – имею в виду ответственных должностных лиц – не быть равнодушными.

С. Стрельбицкий: Всё верно. Наш проект «Вежливый Крым» действительно зарекомендовал себя как проект, который будет жить. В 2017 году планируем продолжить его реализацию. В рамках данного проекта работала круглосуточная «горячая линия» «Вежливый Крым»ю и благодаря Вашему распоряжению работало 13 «горячих линий» во всех приморских регионах. Сравнивая 2015 год, можно сказать, что количество письменных жалоб от туристов и жалоб, которые приходили по Интернету, уменьшилось в разы. Благодаря слаженной работе министерств, муниципалитетов и «горячей линии» удавалось оперативно решить вопросы. Проект «Вежливый Крым» также включает в себя и семинары по повышению профессионализма и сервиса. В этом году мы провели 42 бесплатных семинара, охватили более 2,5 тысяч людей. Социологический опрос, который министерство проводит в рамках «Вежливого Крыма», также позволяет более чётко понимать те задачи, которые перед нами ставят туристы. В социологическом опросе туристы действительно отмечают, что крымчане очень вежливые и очень внимательно относятся к их проблемам. Необходимо это усиливать и поднимать планку нашего сервиса на более высокий уровень.

С. Аксёнов: Что можете сказать по поводу соотношения цена-качество по сравнению с Краснодарским краем и с государствами в Черноморском бассейне, которые предоставляют подобные услуги? Если у нас не будет конкурентной цены, тогда не сформируем мощный турпоток.

С. Стрельбицкий: Безусловно, Сергей Валерьевич. Ещё в мае Вы подписали новую структуру Министерства курортов и туризма Крыма, в рамках которой в ведомстве появился отдел аналитики. Каждый месяц данный отдел готовит аналитическую записку по ценовой политике внутри регионов Крыма, которая помогает нашему региону видеть, какая цена в Ялте, Феодосии, Евпатории. Кроме того, мы мониторим рынок ближайших соседей – Краснодарского края, Алтайского, даже Абхазии начали, потому что Абхазия сейчас тоже делает определённые шаги в сфере туризма. Благодаря этому мониторингу крымские туроператоры и средства размещения видят, какая ситуация складывается на рынке. В 2016 году Западный Крым, прислушавшись  к нашим рекомендациям, увеличил туристический поток в 2 раза. В следующем году обязательно продолжим данную практику. Когда опытные туроператоры, средства размещения ориентируются в рынке и снижают цену, тем самым закладывают очень серьёзную основу для дальнейшего увеличения турпотока так, как это делают наши коллеги в Краснодарском крае.

С. Аксёнов: Борьба за туриста идёт постоянно. Люди сами прекрасно всё понимают и поедут туда, где лучше, и ничем другим их не убедим. Если туристы на собственном опыте не убедятся, что здесь лучше и более приемлемые цены, мы потом никому ничего не докажем. Надо проводить методически занятия, рассказывать, в том числе владельцам частных средств размещения, показывать, какая политика ведётся в других субъектах. Оказывайте максимальное координирующее содействие, знакомьтесь с другими представителями отрасли из других субъектов РФ. Пусть делятся, общаются, ездят на форумы, слушают, как развивается отрасль. Мы должны перенимать и внедрять у себя в республике самые передовые технологии и лучшие традиции.

С. Стрельбицкий: Хотелось остановиться ещё на одном аспекте – это классификация. На сегодняшний день у нас классифицировано 71 средство размещения. Сегодня Крым занимает лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации, где данная процедура идёт добровольно. В 2016 году мы провели 38 мероприятий, сделали специальные методические рекомендации для малых отелей, так как считаем, что малые отели тоже более активно должны участвовать в данной процедуре. Классификация – тоже то, что сегодня даёт региону возможность быть конкурентоспособными, и Вы правильно всегда говорите о том, что туриста обманывать нельзя.

С. Аксёнов: Не только туриста нельзя обманывать, а вообще никого, иначе потом не будет доверия.

С. Стрельбицкий: Сейчас правительство прислушалось к нашим предложениям и будет усилен контроль над классификацией, и те компании, которые будут показывать неправильное количество звёзд, будут наказываться и нести ответственность.

С. Аксёнов: Имидж и доверие – дороже, чем деньги. Доверие зарабатывается годами, а теряется за одну минуту, это все должны помнить. Если мы будем этих правил придерживаться, то у нас всё будет хорошо.

Хорошо, Сергей Валентинович, держите на личном контроле все поручения, которые были даны. Они должны быть реализованы до 1 мая, когда должен начаться курортный сезон. Во время курортного сезона мы не должны заниматься устранением проблем, должны просто мониторить ситуацию и вмешиваться в случаи, которые выходят за рамки повседневности.