—    правовые и организационные основы контроля  (надзора), осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
—    общие принципы организации государственного и муниципального контроль (надзора);
—    соответствующую защиту прав граждан и организаций.

Главной новацией законопроекта является введение системы управления рисками, которая предполагает создание ведомственных систем и внедрение их в деятельность соответствующих органов. Законопроектом предусмотрено максимально широкое использование инструментов профилактики нарушений обязательных требований и институтов предостережения и предупреждения вместо штрафа,  а также включены меры, направленные на реализацию гражданами и организациями права на обжалование действий должностных лиц при проведении мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также  их результатов.

Кроме того, законопроектом закрепляется исчерпывающий перечень всех видов государственного и муниципального контроля.

Напомним, что данный законопроект с 2015 года неоднократно дорабатывался Минэкономразвития России с учетом предложений субъектов Российской Федерации. В новой редакции документа учтены и предложения от Республики Татарстан.

В настоящее время в Российской Федерации предусмотренные проектом положения частично уже реализуются – среди них мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, а также по внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора), предусмотренные  приоритетной программой «Реформа контрольно-надзорной деятельности».

В целом принятие законопроекта позволит повысить результативность и эффективность осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при снижении вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность граждан и организаций.