Изменения с 2017 года также коснулись и требований к участникам закупок – дополнительно устанавливается также требование об отсутствии у указанных лиц судимости за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве (статьи 289–291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Вводится новое требование об участии в закупке только юридических лиц, ранее не привлекавшихся к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Широко обсуждается введение с 2017 года каталога товаров работ и услуг для заказчиков, что он представляет из себя и с какой целью вводится?

— С 2017 года на заказчика возлагается обязанность указывать наименование объекта закупки в соответствии с данным каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. По этим правилам уже с 1 марта будут вноситься критерии закупок лекарств, для всех остальных каталог заработает с 1 октября 2017 года. Это так называемый шаблон товаров, работ и услуг.

Планируется, что создание данного каталога позволит снизить издержки заказчиков, поскольку появятся стандартные описания объектов закупки. Все это позволит исключить сокрытие заказчиками информации о торгах путем «запутанных» и нестандартных наименований закупаемых объектов и закупки роскоши.

Также и для поставщиков данный каталог окажется поддержкой в определении закупок, в которых последние планируют принять участие. Облегчит и поиск торгов, повысит прозрачность осуществляемых закупок. Но среди экспертов есть мнение, что каталог станет еще одним усложнением действующих процедур. Практика покажет…

Существует ли какой-либо контроль общественности за государственными и муниципальными заказчиками при осуществлении ими закупочной деятельности?

— Да, с 2017 года устанавливается необходимость общественного обсуждения отдельных видов закупок. Общественное обсуждение является одной из мер, направленных на снижение коррупционных рисков и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заказчики всех уровней должны проводить общественное обсуждение закупок, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд руб. При этом есть ряд исключений:

а) с применением закрытых способов определения поставщиков

б) в рамках государственного оборонного заказа;

в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона запроса предложений;

г) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

Согласно ст. 102 Закона о контрактной системе осуществлять общественный контроль, в частности, принимать участие в обсуждении закупок, могут на равных условиях любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения, любые физические лица, в том числе, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом, общественные объединения и объединения юридических лиц наделены специальными правами. Они могут направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, проводить мониторинг закупок и оценивать эффективность закупок, инициировать контрольные мероприятия и т. д.

Каким образом с 2017 года ГУП и МУП должны будут осуществлять закупки?

— Положения закона 223-ФЗ (Закон о закупках) давали унитарным предприятиям слишком много свободы. Многие МУП и ГУП не раз были уличены в использовании таких систем закупок, которые фактически приводили к сотрудничеству только с одним поставщиком. Такая возможность открывала огромное поле деятельности для коррупционеров, а обратной стороной проблемы становилось отсутствие добросовестной конкуренции на рынке.

В связи с переходом с 2017 года МУП и ГУП на закупки по 44-ФЗ закупочная деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий станет более прозрачной, а открытые электронные торги исключат факты приобретения товаров, работ и услуг у одних и тех же поставщиков. Ожидается, что всё это позволит властям осуществлять качественный мониторинг процесса закупок, регулировать условия сделок и, при необходимости, устанавливать ограничения, к примеру, в отношении продукции зарубежного производства.

Требование перейти на закупки по 44-ФЗ не коснулось только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило правительство РФ.

Более жёсткий контроль и открытая конкуренция – вот ожидаемые итоги введения нового закона.

С начала 2017 года в Оренбургское УФАС уже поступали жалобы на действия заказчиков МУП — выявленные нарушения требований Закона о контрактной системе, касающиеся, в частности, установления излишних требований к составу вторых частей заявок, нарушений положений проекта контракта и другие. Жалобы признаны обоснованными, заказчикам выданы предписания о внесении изменений в документацию.

Любое лицо имеет право подать жалобу на действия заказчика?

— Да, любое лицо: физическое, юридическое, индивидуальный предприниматель, общественная организация.

Сейчас участники госзакупок, общественные объединения и объединения юридических лиц вправе «бесплатно» подать жалобу при нарушении их прав и законных интересов во время проведения госторгов. По мнению разработчиков проекта, целью подачи жалобы часто бывает затягивание процедуры закупки и сроков заключения контракта. Растет и количество так называемых «профессиональных жалобщиков», которые преследуют исключительно цели получения незаконной выгоды. При этом, они фактически не участвуют в закупках, то есть, изначально не подают заявки. Такие жалобы могут носить в том числе «заказной» характер: в ряде случаев соответствующие факты обусловлены недобросовестной конкуренцией на рынке, попыткой оказать давление на заказчиков. Эта проблема связана с тем, что законодательство о контрактной системе предусматривает широкие возможности для общественного контроля. При этом, недобросовестные лица могут злоупотреблять правами общественных контролеров.

Ввиду складывающихся ситуаций широко обсуждается вопрос о введении госпошлины при подаче жалобы на процедуру торгов.