Объекты проверки: Правительство Воронежской области (Департамент аграрной политики Воронежской области); Администрация Тамбовской области (Управление сельского хозяйства); Акционерное общество «Страховая группа АВАНГАРД-ГАРАНТ»; Публичное акционерное общество «Страховая компания «Росгосстрах»; Филиал ПАО СК «Росгосстрах» в Тамбовской Области; Центральный банк Российской Федерации; Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса – Национальный союз агростраховщиков»; Министерство сельского хозяйства.

Проверяемый период деятельности: 2014-2015 гг. и истекший период 2016 г.

С докладом выступил аудитор Андрей Перчян.

Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о том, что, несмотря на совершенствование законодательства и выделение на государственную поддержку сельхозстрахования значительных сумм бюджетных субсидий, в последние годы эта сфера переживает спад. По большинству показателей максимум был достигнут в 2014 году, когда в страховании с господдержкой участвовало 62 региона. В 2015 году регионов осталось 56, а застрахованные площади сократились примерно в полтора раза – с 12,8 до 8,3 млн. га. Окончательные итоги 2016 года еще не подведены, но регионов, участвующих в сельхозстраховании с господдержкой, уже осталось только 41.

Одна из главных причин этого, по мнению аудитора, невыгодность сельхозстрахования в его нынешних формах для сельхозпроизводителей. Страховые выплаты по отношению к уплаченной страховой премии составили в 2013 году 13,1%, в 2014 году 12%, в 2015 году 11,2%. Это очень низкий уровень, к тому же он имеет тенденцию к снижению. Для сравнения: доля выплат по ОСАГО составляет 66,2%, по автокаско 62,6%, по добровольному медицинскому страхованию 74,1% и т.д. Хотя сами сельхозпроизводители оплачивают только половину страховой премии, они из года в год получают обратно в виде страховых выплат всего лишь около четверти потраченных на страховку денег. «Не удивительно, что многих такое положение дел не устраивает», — прокомментировал Андрей Перчян.

За 2014-2015 гг. сумма страховых премий по данному виду страхования составила 22,6 млрд рублей, в том числе 9,5 млрд рублей за счет средств федерального бюджета, а сумма страховых выплат 2,7 млрд рублей. За этот же период на прямое возмещение ущерба от стихийных бедствий сельхозпроизводителям было выделено из федерального бюджета 7,2 млрд рублей. Денег на такое возмещение ущерба потрачено в 3,1 раза меньше, чем на страхование, а сельхозпроизводители получили в 2,7 раза больше, чем по страховкам. В этой ситуации целый ряд регионов, которые в 2015 году получили возмещение ущерба от стихийных бедствий, в 2016 году отказались от участия в сельхозстраховании с господдержкой. Среди них Чеченская Республика, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Иркутская и Курганская области.

Сложившаяся ситуация, по мнению аудитора, свидетельствует о крайней несбалансированности условий сельхозстрахования в настоящее время. Очевидно, что они требуют пересмотра.

Еще одним фактором, который способствовал сокращению масштабов сельхозстрахования с господдержкой, стало систематическое нарушение Минсельхозом России установленных сроков принятия решений и документов по этому вопросу. Так, План сельхозстрахования ежегодно утверждался с опозданием около трех месяцев – в октябре вместо июля. Из-за этого регионы и сельхозпроизводители не могли своевременно планировать свое участие и расходы. Позднее распределение субсидий между регионами в 2015 году привело к тому, что кассовое исполнение расходов на господдержку страхования составило лишь 78%, остальные выделенные на эти цели бюджетные средства остались неосвоенными.

В результате ухода многих страховых организаций с рынка агрострахования, в том числе по причине отзыва лицензий Банком России, из 53 страховщиков, которые занимались сельхозстрахованием в 2014 году, в настоящее время реально работают в этой сфере только 19. В некоторых регионах, например, в Республике Бурятия и в Забайкальском крае, вообще не осталось страховых компаний, которые занимаются сельхозстрахованием. В целом уровень конкуренции страховщиков на местах значительно понизился. Оставшиеся компании зачастую пользуются этим – например, соглашаются работать только с крупными клиентами. В проверенных в ходе контрольного мероприятия регионах это привело к резкому сокращению количества заключенных договоров: в Воронежской области в 3 раза, а в Тамбовской области более чем в 10 раз. В то же время средние размеры заключенных договоров значительно увеличились.

Андрей Перчян отметил также недостатки в работе региональных уполномоченных органов. Так, в 2015 году в нарушение соглашения, заключенного с Минсельхозом России, Правительство Воронежской области не исполнило свои обязательства по финансированию мероприятий, связанных с сельскохозяйственным страхованием с господдержкой в объеме свыше 46 млн рублей. При этом имели место случаи отказа сельхозпроизводителям в предоставлении субсидии ввиду «отсутствия лимитов». Кроме того, в Воронежской области выявлены факты несвоевременного внесения изменений в документы областного уровня по вопросам сельхозстрахования, из-за чего они не в полной мере соответствуют действующим нормам федерального уровня, а также случаи необоснованного требования с сельхозпроизводителей излишних документов для оформления субсидии.

Подводя итог состоявшегося обсуждения, Татьяна Голикова отметила, что система сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой требует существенной корректировки, в том числе на основе замечаний и предложений Счетной палаты по результатам проведенного контрольного мероприятия.

Коллегия приняла решение направить представление Счетной палаты в Правительство Воронежской области, а также информационные письма в Правительство Российской Федерации и Банк России. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.