В настоящее время в большинстве сфер естественных монополий отсутствует порядок формирования программ и утверждения инвестиционной программы субъекта естественной монополии (далее – программа) органами государственной власти, нет механизма межотраслевой координации инвестиционной деятельности с документами территориального и стратегического планирования. Между тем эта деятельность напрямую влияет на развитие инфраструктуры: расходы на инвестиционные проекты (далее – проекты) учитываются при установлении государством цен (тарифов) на продукцию естественных монополий, альтернативы использования которой у потребителя нет.

Законопроектом вводится понятие программы, устанавливаются общие требования к её содержанию и порядку формирования, полномочия Правительства России по урегулированию порядка её одобрения (утверждения), контроля за ходом её реализации, а также координации программ и решений органов государственной власти, принятых в соответствии с законодательством о стратегическом планировании и градостроительной деятельности. Предусматривается урегулировать правоотношения, возникающие между субъектами естественных монополий и органами государственной власти в связи с введением процедуры одобрения (утверждения) программ.

Законопроектом также предусматривается механизм определения проектов, подлежащих технологическому и ценовому аудиту, урегулирование процедуры выбора экспертной организации, проводящей аудит, прав и обязанностей сторон договора о проведении технологического и ценового аудита, требований к заключению по результатам его проведения.

Предлагаемый законопроектом механизм технологического и ценового аудита проектов позволит проводить независимую оценку анализа эффективности их реализации для принятия органами государственной власти решений об утверждении программ.

Принятие законопроекта позволит повысить эффективность инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и оптимизировать их расходы, учитываемые при установлении регулируемых государством цен (тарифов).

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2016 года.