Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев считает, что одобренный парламентом комплекс мер направлен, прежде всего, на снижение административного давления на бизнес, призван уменьшить количество необоснованных проверок, повысить прозрачность работы и требований контрольных органов.

Одна из наиболее ожидаемых представителями бизнеса новаций — исключение из действующего закона положения о проверке обязательных требований, содержащихся в актах РСФСР и СССР. Новая редакция обязывает контрольно-надзорные органы обосновать установление законодательством РФ обязательности применения конкретных актов советского периода.

Вводится обязательная идентификация личности заявителя при подаче в органы контроля электронных жалоб на бизнесменов, а также правило обязательной предварительной оценки фактов, содержащихся в жалобах. Эти меры призваны защитить предпринимателей от внеплановых проверок на основе жалоб, содержащих ложную или недостоверную информацию, а также уменьшить количество электронных жалоб, которые часто использовались как средство недобросовестной конкуренции для организации внеплановых проверок конкурентов.

Вводится понятие и правила применения проверочных листов (чек-листов), с помощью которых может быть ограничен предмет проверки. Их применение упорядочит действия инспекторов во время проверки определенным перечнем вопросов, что даст предпринимателям возможность заранее готовиться к мероприятию по контролю. Чек-листы подлежат опубликованию на официальных сайтах контрольных ведомств.

Закон закрепляет институт профилактических мероприятий. С его вступлением в силу каждый контрольно-надзорный орган будет обязан:

размещать на официальном сайте исчерпывающий перечень обязательных требований при проверках хозяйствующих субъектов,
рекомендовать мероприятия по соблюдению обязательных требований,
своевременно информировать деловое сообщество об изменениях правового регулирования,
проводить регулярные обобщения и добиваться единства контрольно-надзорной практики для применения единых подходов в работе своих территориальных подразделений.

Новый закон также вводит и регламентирует проведение осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мероприятий по контролю, что позволит снизить количество проверок как наиболее затратной для органов власти и хозяйствующих субъектов формы осуществления контрольно-надзорной деятельности, усилить роль профилактических мероприятий.

«Закон определяет общий статус для «бесконтактных» мероприятий по контролю, предусмотренных отраслевым законодательством. Это необходимо, чтобы органы контроля не могли под видом бесконтактных мероприятий проводить по сути обычные проверки и не соблюдать при этом установленные при проверках гарантии прав бизнеса. Если по итогам бесконтактных мероприятий будут выявлены признаки нарушений, орган контроля должен начинать настоящую проверку и обеспечивать все предусмотренные при её проведении гарантии прав предпринимателей», — отметил Олег Фомичев.

Закон устанавливает возможность проведения и такого мероприятия по контролю, как контрольная закупка, когда инспектору необходимо проверить соблюдение обязательных требований в процессе осуществления деятельности под видом клиента (потребителя услуги или товара). Замминистра пояснил, данный инструмент широко используется в настоящее время, например, налоговыми органами при проведении контроля применения контрольно-кассовой техники, а также контрольными органами при осуществлении контроля реализации товаров.

«Сейчас при проведении таких проверок, которые находятся на тонкой грани правовой определенности, гарантии защиты бизнеса отсутствуют. Предложенный же Правительством механизм устанавливает необходимые гарантии. Предусмотрено обязательное согласование проведения контрольной закупки с органами прокуратуры, внесение информации о ней в Единый реестр проверок. Возможность использования контрольной закупки должна быть предусмотрена отдельными федеральными законами, а сфера применения контрольной закупки ограничена продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг потребителям», — подчеркнул Олег Фомичев.

Для обеспечения отслеживания контрольно-надзорными органами признаков нарушений обязательных требований и превентивного реагирования, введена возможность использования соответствующими ведомствами индикаторов риска для отдельных видов государственного контроля (надзора). Это новый для большинства видов государственного контроля (надзора) инструмент, который предполагает определение признаков, обнаружение которых у проверяемого субъекта свидетельствует о высокой вероятности наличия нарушений. При обнаружении признаков нарушений у контролера появится право направлять предостережение, выполнение которого позволит хозяйствующему субъекту избежать возможной проверки.

Закон также предусматривает составление перечней видов федерального, регионального и муниципального контроля. С их помощью впоследствии будет проведена систематизация видов контроля как в целях их оптимизации, так и для обеспечения доведения информации до предпринимателей обо всех видах контроля, которые могут их затронуть.

Таким образом, принятые изменения в 294-ФЗ существенно расширяют гарантии защиты бизнеса от административного давления со стороны контрольно-надзорных органов.

Предложенные законом новации согласованы с ведущими бизнес объединениями («Опора России», ТПП, РСПП) и заинтересованными федеральными контрольно-надзорными органами.