В 2015 г. доходы федерального бюджета, администрируемые Минкультуры России, исполнены в общей сумме 617,5 млн. рублей, или 196,3% прогнозных назначений. Кассовое исполнение расходов составило 88,3 млрд. рублей, или 99,9% утвержденных уточненной сводной бюджетной росписью. По состоянию на 1 января 2016 г. неисполненные бюджетные назначения составили 17,5 млн. рублей, или 0,1% объема уточненных бюджетных назначений.

Общий объем дебиторской задолженности по итогам отчетного периода уменьшился на 66% и составил 18,1 млрд. рублей, объем кредиторской задолженности в 2015 г. уменьшился на 9,5% и составил 73,2 млн. рублей. Объем задолженности по расходам инвестиционного характера в структуре дебиторской и кредиторской задолженностей составил 54,5% и 74,7%, соответственно.

В 2015 г. остатки субсидий на госзадание уменьшились по сравнению с 2014 г. на 1,6 млрд рублей и составили чуть более 440 млн рублей. Объемы государственного задания подведомственными учреждениями Минкультуры в основном выполнены и перевыполнены.

В то же время проверка показала, что государственные задания, установленные ФГБУК «Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации», ФГБУК «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» и ФГБУК «Государственный академический Большой театр России» на 2015 год, не содержали в полном объеме услуги по осуществлению основных видов деятельности, предусмотренных Уставами этих учреждений. Кроме того, направленный в Минкультуры отчет о выполнении госзадания ГМИИ им. А.С.Пушкина не соответствует бухгалтерской отчетности в части количества приобретенных музейных предметов.

Кассовое исполнение расходов на государственную программу «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», ответственным исполнителем по которой является Минкультуры России, составило в 2015 г. 94,3 млрд. рублей или 99,6% от показателей сводной бюджетной росписи. Согласно Отчету о реализации Госпрограммы за 2015 год из 92 целевых показателей не достигнуты 16, по 26 показателям информация о выполнении у Министерства отсутствует. Из 248 контрольных событий, предусмотренных Детальным планом-графиком реализации Программы, не выполнено 26.

Объем незавершенного строительства Минкультуры за 2015 г. увеличился на 19,7% (с 34,1 до 40,9 млрд рублей). Увеличение объемов связано с принятием заказчиками выполненных работ по объектам строительства. Количество объектов назавершенного строительства возросло с 96 (на 1 января 2015 г.) до 106 объектов (на 1 января 2016 г).

На Коллегии были отмечены многочисленные нарушения финансовой дисциплины и действующего законодательства, допущенные Минкультуры и его подведомственными учреждениями в ходе исполнения бюджета.

Так, в нарушение Правил формирования ФАИП финансовое обеспечение строительства консерватории им. Чайковского осуществляется без детализации. При этом объект фактически включает несколько объектов капитального строительства, расположенных по разным адресам.

Финансирование мероприятий по информатизации в объеме 621,7 млн. рублей осуществлялось в 2015 г. без утвержденного в установленном порядке плана информатизации (без согласования Минкомсвязи России).

Анализ закупочной деятельности Минкультуры показал, что расчет начальной (максимальной) цены на проектные работы по реставрации объектов культурного наследия производится Минкультуры на основании устаревших нормативных данных, утвержденных в 1993 г., что способствует необоснованному завышению цен на проектные работы и соответственно ведет к увеличению расходов федерального бюджета.

В ходе проверки было также выявлено неэффективное использование средств федерального бюджета в сумме 28 млн рублей, потраченных на разработку проектно-сметной документации для объектов Царского Села. Как было установлено, документация не востребована и не используется с 2013 г., в период 2013-2015 гг. финансирование строительства объекта не осуществлялось. В рамках ФАИП 2016 г. финансирование также не предусмотрено.

Кроме того, результаты проверки свидетельствуют о недостаточном качестве исполнения министерством полномочий собственника в отношении федерального имущества, переданного подведомственным учреждениям. У Минкультуры России отсутствует полная информация об имуществе, переданном подведомственным учреждениям и предприятиям. При этом, в марте 2014 г. Минкультуры заключило контракт на сумму 99,7 млн рублей на выполнение услуг по правовой экспертизе и мониторингу объектов недвижимого имущества подведомственных организаций, которые относятся к непосредственным полномочиям самого министерства.

Отдельно на Коллегии были отмечены нарушения, выявленные в ходе проверки ФГБУК «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» (далее – Музей). В частности, проверка показала, что в рамках госконтракта, заключенного Музеем с ЗАО «БалтСтрой» были выполнены работы по реконструкции системы канализации в здании регионального акционерного коммерческого банка «Москва» на сумму порядка 2 млн. рублей, не предусмотренные проектно-сметной документацией и техническим заданием к нему, что позволяет говорить о наличии признаков нецелевого расходования бюджетных средств. Кроме того, выполненные в рамках этого же договора работы на сумму 4,9 млн. рублей, не соответствовали проектной документации, в связи с чем существуют риски удорожания строительства и причинения ущерба экономическим интересам государства.

Работы по объекту «Строительство инженерных сетей и сооружений» в рамках контракта, заключенного Музеем с ООО «КОНСТАНТ» на общую сумму почти 45 млн. рублей, выполнялись при отсутствии разрешения на строительство, что несет риск утраты объекта, созданного за счет средств бюджета.

Проверкой также установлено, что Музей без согласия Минкультуры в рамках договора на оказание услуг кейтеринга предоставил в пользование ООО «Фуд Лаборатория» помещения общей площадью почти 200 кв. метров для оказания услуг питания для посетителей и сотрудников. При этом затраты на коммунальные услуги оплачиваются самим Музеем. Использование ООО «Фуд Лаборатория» помещений Музея в целях осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности, включая размещения в помещениях собственного оборудования, имеет признаки скрытой аренды. Анализ арендных ставок на аналогичные помещения показал, что Музеем в 2015 г. были недополучены доходы в размере около 3 млн. рублей (расчетно).

Кроме того, в ходе проверки Музея было выявлено отсутствие экспертных заключений на ряд приобретенных в 2015 г. ценностей: на 8 гравюр стоимостью более 240 тыс. рублей, 13 авторских фотографий и 4 медали на сумму более 300 тыс. рублей.

По результатам проверки планируется направить представление в Минкультуры России и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, обращения – в ФАС России и Генеральную прокуратуру. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания и ФСБ России.