Необеспечение хозяйствующими субъектами производственного, в том числе лабораторного, контроля при хранении зерна дает возможность птицам, грызунам проникать в зернохранилища и загрязнять его продуктами жизнедеятельности. Отсутствие или неработоспособность дренажной системы, системы вентиляции, нарушение кровли, остекления приводит к повышенной влажности, наличию воды в подсилосных пространствах, очагам самосогревания, поражению зерна грибами и, соответственно, повышению максимально допустимого уровня содержания микотоксинов, в первую очередь афлатоксина В1 и охратоксина А.

Уборка урожая колосовых культур происходит намного раньше созревания амброзии полыннолистной. Соответственно, засорение ею зерна колосовых культур происходит непосредственно на предприятиях, осуществляющих хранение.

Засорение зерна колосовых культур семенами амброзии полыннолистной на предприятиях, осуществляющих его хранение, происходит из-за необеспечения очистки складских помещений и оборудования, используемого для погрузки, разгрузки, обработки, перемещения зерна от других зерновых и масличных культур, засоренных семенами этого сорняка (кукуруза, подсолнечник, просо и др.).

Указанные проверки также показали, что значительное количество хранящегося зерна оказалось зараженным вредителями хлебных запасов, в том числе видами, которые имеют карантинное значение для стран-импортеров российского зерна. Выявлены также нарушения правил перевозки зерна, засоренного карантинными сорняками, что дает возможность распространения их по территории Российской Федерации.

Согласно статьям 18 и 19 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» на территории Российской Федерации установлены карантинные фитосанитарные зоны и введены карантинные фитосанитарные режимы по ряду сорных растений, имеющих карантинное значение для Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 18 Закона на период действия карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться запреты и (или) ограничения в отношении:

1) использования земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, которая может способствовать развитию карантинных объектов и их распространению по территории Российской Федерации;

2) возделывания и (или) складирования отдельных видов растений, осуществления хозяйственной деятельности с использованием зараженной и (или) засоренной подкарантинной продукции и зараженных и (или) засоренных подкарантинных объектов;

3) выпаса сельскохозяйственных животных на пастбищах, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами;

4) перемещения транспортных средств, оборудования, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами;

5) вывоза без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.

Согласно пункту 4 статьи 20 Закона в карантинной фитосанитарной зоне надлежит осуществлять мероприятия по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта за счет средств граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, собственников подкарантинной продукции.