«РЖД Тур» выступила с этой инициативой в апреле текущего года на отраслевой международной выставке в Екатеринбурге, где наряду с другими муниципалитетами был представлен и Златоуст. Чиновники охотно поддержали предложение. Позже идею создания железнодорожного туристического маршрута обсудили в Москве, и вот уже заключен договор о сотрудничестве, прописаны конкретные сроки запуска проекта.

Первый рейс назначен на 12 сентября, ко дню рождения Златоуста. А в августе планируется провести «ознакомительный» тур для представителей СМИ и туристических компаний Свердловской области. Для перевозки туристов будут использованы ретропоезда на паровой тяге, но с современными купейными и плацкартными вагонами. Локомотив будет курсировать два раза в месяц, по выходным. «Например, вечером в пятницу поезд стартует из Екатеринбурга, в субботу утром прибывает в Златоуст, и весь день туристы знакомятся с особенностями программы. Вечером поезд отбывает в Челябинск. В областном центре у туристов будет свободное время до полудня, после чего состав отправляется обратно в Екатеринбург — рассказала директор златоустовского центра развития туризма Вера Пузикова.

Президент Челябинской ассоциации туристических организаций, гендиректор турбюро «Спутник» Людмила Мосина говорит, что экскурсионные программы уже сформированы. «Мы заинтересованы в раскрутке Златоуста, маршруты уже написаны и согласованы с «РЖД Тур», — отмечает Мосина. Ранее шла речь о четырех экскурсионных маршрутах: «Златоуст литературный» (с посещением Горного парка имени Павла Бажова и краеведческого музея), «Златоуст экологический» (национальный парк «Таганай», «Черная скала»), «Город мастеров» (знакомство с искусством мастеров гравюры и посещение фестиваля «Кузюки»), а также «Чудеса Златоуста» (экскурсия по достопримечательностям города). Отмечалось также, что разрабатывается экскурсия по городу на трамвае вечером и с остановкой в «вечернем музее». «Ставку делаем на маршруты «Город мастеров» и «Златоуст экологический», — говорит Вера Пузикова. Между тем, в «Спутнике» склоняются к тому, чтобы экскурсионные маршруты охватывали не только Златоуст и Челябинск, но также Сатку (Пороги, Притесы, «Сонькину лагуну») и Миасс (озеро Тургояк, прогулки на квадроциклах).

Участники проекта рассчитывают, что развитие въездного туризма обеспечит дополнительный приток денег в Златоуст, повысит его узнаваемость не только в масштабах страны, но и за рубежом. В эти планы удачно вписывается и строительство крупного биатлонного комплекса, открытие которого запланировано на 2016 год, и нового горнолыжного курорта в районе Первой сопки на Уреньге — то есть уже через год можно будет проводить туры выходного дня на спортивную тематику, с посещением соревнований.

Золотой пояс

Этот проект реализуется в рамках горнозаводского кластера «Золотой пояс Горного Урала», куда включены Чебаркуль, Миасс, Златоуст, Куса, Сатка, Катав-Ивановск, Усть-Катав и Аша. По мнению Веры Пузиковой, в перспективе возможно расширение географии туров, поскольку в каждом из этих городов есть на что посмотреть. В 2016 году проект «Золотой пояс» может войти в федеральную целевую программу по развитию внутреннего и въездного туризма и, соответственно, претендовать на государственные дотации. Со стороны федерации предусмотрена финансовая поддержка на восстановление инфраструктуры.

По словам официального Представителя Республики Башкортостан в уральских регионах Амура Хабибуллина «Золотой пояс» может стать локомотивом не только для развития туризма, он важен и для развития малого и среднего бизнеса, и для развития межрегиональных связей и института гостеприимства в целом. Раз говорят о Сатке и Миассе, то рядом

находится северо-восточная часть Республики Башкортостан, где мы могли бы показать такие достопримечательности знаменитую пещеру Салавата, музей Салавата Юлаева в Малоязе в Салаватском районе, Екатерининский мост через реку Ай в Кигинском районе РБ. Мы хотели бы данный маршрут, продлить до столицы Башкортостана – Уфы. Тем самым привлечь туристов к Башкортостану. Напомним, проект создания туристического кластера в Златоусте получил поддержку губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. В рамках этого проекта планируется, в частности, строительство асфальтированной дороги между горнолыжным курортом «Солнечная долина» и соседним Златоустом — эти намерения отражены в трехстороннем соглашении об инвестиционном сотрудничестве, которое было недавно подписано правительством Челябинской области, администрацией Миасса и инвесторами.

Сейчас туристы могут проехать по асфальтированной дороге только до поселка Сыростан. Остальные 5,6 километра дороги — это неровная грунтовка, которую приходится объезжать о кружным путем в 55 км. Строительство новой автотрассы поможет одновременно решить сразу две задачи, одна из которых — снижение аварийности на автодороге Миасс — Златоуст.

Предполагается, что эта трасса поможет приблизить инфраструктуру создаваемого спортивно-туристического кластера к международным стандартам, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности горнозаводского района. Напомним, прошлой зимой на международном фестивале по фристайлу Russian Freestyle Games 2015 замминистра физической культуры и спорта Челябинской области Александр Казаков рассказывал, что власти намерены сделать курорт «Солнечная долина» одним из ведущих в России. Уже проработан проект по увеличению количества горнолыжных трасс, и когда он будет реализован, здесь будут проходить тренировки сборной России и международные соревнования самого высокого уровня. Кроме того, в рамках трехстороннего сотрудничества также предусмотрен двухмиллиардный объем капиталовложений в развитие инфраструктуры нацпарка «Тургояк». Инвестиционная программа начнет действовать уже в этом году.

Михаил Хабиров, пресс-секретарь Постоянного представительства Республики Башкортостан в Челябинской области. Email: kinochel74@mail.ru (351) 225-19-71