Пятеро из них – ученики с повышенными потребностями. Среди маленьких спортсменов есть аутисты, дети со слабым зрением, серьёзными логопедическими проблемами и задержкой психического развития. С ребятишками занимается методист школы, эксперт московского института проблем образовательной политики «Эврика», автор проекта «Инклюзивное образование как явление социальной и образовательной политики» Виктория Стеблецова.

Прежде всего дети учатся падать и правильно ходить по катку – с ровной спиной, не смотря себе под ноги. Дальше сложнее – перед первоклашками стоит задача научиться скользить по льду, делать упражнения: фонарики, саночки, пистолет и прыжки. После освоения основных элементов школьникам предстоит освоить танцы на льду.

​«Фигурное катание – это средство, а не конечная цель, — отмечает Виктория Владимировна. — Безусловно, очень важно, что дети занимаются спортом, катаются на коньках, но самое главное – они делают это все вместе, независимо от состояния здоровья. Ребятишки смотрят друг на друга, работают в команде, двигаются к цели, учатся договариваться и находить общий язык».

Скидок на состояние здоровья педагог не делает. Все дети работают с полной самоотдачей, со всех спрашивается в равной степени.

«На каждой тренировке происходят ситуации, которые способствуют развитию детей. Например, у ребёнка проблемы с речью, он не может говорить, а в ситуации командного взаимодействия маленький спортсмен незаметно для самого себя объясняет задание своему товарищу. Или, например, один из учеников очень боялся выходить на лёд, подолгу стоял возле бортика. Массовая игра в догоняшки и помощь одноклассников помогли ребёнку», — рассказывает Стеблецова.

Отметим, инклюзивное образование начало активно развиваться 5 лет назад. За это время количество особых учеников увеличилось почти в 3 раза — до трёх тысяч. Большинство особых школьников, около 800 человек, с задержкой психического развития. Более 600 детей — с тяжёлыми нарушениями речи. Школы также готовы обучать аутистов, детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, а также учеников со слабым зрением и слухом.