В соответствии с поручением президента страны, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина, общественные советы при исполнительных органах государственной власти были созданы в большинстве субъектов РФ. Однако эффективность их деятельности, как выявили исследования ОНФ, оказалась под большим вопросом.

«Опрос ОНФ показал низкую эффективность деятельности общественных советов в регионах. Непонятно, по каким критериям они формируются. Здесь необходима четкость и прозрачность, поэтому мы предлагаем разработать единый стандарт деятельности общественных советов в субъектах», — сказал эксперт рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог», директор издания «Мичуринская мысль» Дмитрий Поляков.

В сентябре 2016 г. эксперты ОНФ провели мониторинг сайтов региональных органов исполнительной власти в сфере ЖКХ на предмет наличия информации о деятельности общественных советов при ведомствах. На официальных сайтах была размещена информация о деятельности 64 общественных советов (для сравнения в апреле 2015 г. – о 44 общественных советах в сфере ЖКХ). Однако всего 11 советов соответствовали наибольшему числу критериев открытости и эффективности работы, предложенных экспертами ОНФ в ходе мониторинга. Это публичность совета, качественный состав совета, содержательность деятельности.

Всего было просмотрено 425 сайтов региональных профильных ведомств. В случае с общественными советами в сфере ЖКХ анализировали положения советов, их состав, отчетные документы и планы работы. Помимо низкого уровня информационной открытости (часть советов не публикуют протоколы своих заседаний, планы и итоги своей работы), были отмечены такие проблемы, как конфликт интересов при вхождении в Общественный совет (например, в Тульской области в состав совета входят местные депутаты, что противоречит закону об основах общественного контроля), формальный характер деятельности (9 общественных советов вместо выполнения своих непосредственных задач занимаются преимущественно административной работой), отсутствие обратной связи (лишь на сайтах 8 советов была указана возможность задать вопрос или отправить обращение членам совета).

В октябре-ноябре 2016 г. ОНФ проанализировал работу региональных общественных советов в сферах соцзащиты, здравоохранения, образования и культуры. Эксперты ОНФ смогли дозвониться до регионального ведомства или общественного совета при нем 97 раз, но пообщаться по телефону с представителями общественных советов экспертам удалось лишь в 65 случаях. Каждый третий звонок по тем или иным причинам оказался не эффективным. Чаще всего, экспертам, проводившим опрос, собеседники указывали на отсутствие контактных данных председателя или секретаря совета, отсутствие на месте или занятость ответственных лиц и даже на некорректность задаваемых вопросов.

Дмитрий Поляков отметил, что сейчас нет единых правил образования региональных советов при непосредственном участии общественности, в результате органы исполнительной власти самостоятельно выбирают удобных им людей.

«При этом в федеральном стандарте есть отдельный раздел, описывающий ситуацию конфликта интересов. Нужно использовать его как базу для стандарта региональных общественных советов. Кроме того, должны быть четко прописаны компетенции общественного совета, включая перечень вопросов, подлежащих обязательному обсуждению на его заседаниях, правила информирования граждан о деятельности общественного совета (через СМИ и официальный сайт) с указанием документов и сроков их опубликования. При этом обозначить приоритетом открытый характер работы общественных советов, в том числе организацию обратной связи с гражданами», — отметил Дмитрий Поляков.

Так, при выборе членов совета необходимо уделить внимание их компетентности, усовершенствовать механизмы работы советов на законодательном уровне, законодательно же закрепить функции общественных советов по проведению экспертизы наиболее важных нормативных документов органов исполнительной власти. Общественные советы также должны проводить активную работу с населением, а информация об их деятельности должна быть общедоступной, считают в ОНФ.