Уважаемые члены Комитета Федерации!

С докладом Уполномоченного за 2015 год, подготовленным моим предшественником Эллой Александровной Памфиловой, вы уже имели возможность ознакомиться. Поэтому подробно на его положениях останавливаться не буду.

 

О структуре и содержании доклада.

В докладе Уполномоченного представлены тенденции в сфере соблюдения и защиты прав человека. В нем:

— отражены результаты полномасштабного социологического исследования ситуации с правами человека в России в 2015 году, проведенного Фондом «Общественное мнение» по заказу Уполномоченного в 79 субъектах Российской Федерации;

— описаны наиболее актуальные правозащитные проблемы на основе анализа системных проблем в сфере прав человека, а также всего массива поступивших к Уполномоченному обращений;

— содержится перечень конкретных дел, жалоб и обращений граждан, на восстановление нарушенных прав которых были направлены основные усилия Уполномоченного и его аппарата;

— даются рекомендации органам государственной власти по повышению эффективности их деятельности по обеспечению прав человека и решению назревших проблем в этой сфере.

Среди наиболее настораживающих негативных факторов, прямо или косвенно влияющих на состояние прав человека в стране, хочу выделить следующие.

Первое. Проблема бедности и продолжающееся расслоение общества, которые остаются основными факторами социального неравенства. Даже с учётом понятных всем внешнеполитических обстоятельств, в которых оказалась сейчас наша страна, это не может не вызывать тревогу с точки зрения долгосрочных перспектив её социально-экономического развития.

Второе. Сохраняется избирательность правосудия, что имеет самые отрицательные последствия для формирования правового государства, ведет к необратимым нравственным и человеческим потерям.

Третье. Слабость социальных лифтов, дефицит доверия населения к органам власти истощают социальный капитал, которые порождают гражданскую пассивность и отсутствие веры в воз-можность полноценной самореализации.

 

Крым.

Особо хотела бы остановиться на проблемах признания, соблюдения и защиты прав человека в новых субъектах Российской Федерации: Республике Крым и федеральном городе Севастополь, куда я недавно выезжала с рабочим визитом.

В результате приема граждан и встреч с рукводителями органов власти Крыма и Севастополя отчетливо видны системные проблемы «украинского наследия» в сфере соблюдения прав крымчан, которые усугубляются санкциями и негативно влияют на социальное самочувствие общества.

Более 100 тысяч граждан, как правило, бывшие военнослужащие и члены их семей, ранее зарегистрированные на территории военных городков или в специальных социальных объектах, ныне расформированных, не могут получить регистрацию, прикрепиться к поликлинике, встать на очередь на получение жилья.

Большое количество граждан, переехавшие в Крым после госпереворота на Украине, имеют серьезные затруднения в получении гражданства России, так как упрощенный порядок для них не предусмотрен.

Тысячи семей не могут оформить право собственности на землю и недвижимость ввиду отсутствия необходимых документов, кадастрирования и межевания земли, или признания землеотводов, осуществленных незаконно с позиций российского законодательства.

Содержание заключенных в переполненном СИЗО (1534 заключенных на 800 коек, при Украине было до 4200 заключенных), поскольку закрыты многие ИВС на территории Республики Крым и города Севастополя не отвечают требованиям законодательства и вызывают нарекания граждан. Поручения в части строительства новых СИЗО на полуострове до настоящего времени не выполнены.

Некоторым гражданам отменены социальные выплаты как не предусмотренные российским законодательством; например, матери погибших во время службы украинской армии сыновей еще до украинских событий 2014—2016 годов не получают пособия по случаю потери кормильца.

Значительное недовольство вызывает необоснованный, по мнению граждан, рост цен на продукты питания.

 

Отмечаются сбои в выдаче справок о реабилитации крымских татар.

В этих условиях просила бы Вас, уважаемые члены Комитета, рассмотреть вопрос о целесообразности разработки специального комплексного федерального закона о соблюдении прав человека в период интеграции Республики Крым и города Севастополя в социально-экономическое и правовое поле Российской Федерации в период до 2020 года.

О работе с региональными уполномоченных по правам человека.

В настоящее время в соответствии с требованиями федерального закона уполномоченные по правам человека назначены во всех субъектах РФ, кроме Республики Тыва и Чукотского автономного округа.

 

В этом направлении 2016 году планируется следующий комплекс мероприятий:

1) мониторинг законов субъектов Российской Федерации об институте уполномоченных в целях подготовки предложений по дальнейшему совершенствованию федерального законодательства: и в отношении федерального, и региональных уполномоченных по правам человека в целях повышения их статуса, взаимодействия с субъектами общественного контроля, активной реализации предоставленных в 2015 году полномочий, а также в дальнейшем расширения прав сотрудников наших аппаратов;

2) укрепление взаимодействия с региональными уполномоченными по мониторингу соблюдения прав человека в целях дальнейшей работой над «правозащитной картой», единым стандартом учета поступающих обращений в целях их последующего анализа, координации мероприятий по правовому просвещению;

3) обобщение практики реализации концепций, стратегий правозащитной деятельности, принятых в субъектах Российской Федерации, чтобы в будущем предложить Стратегию на федеральном уровне.

16—18 июня будет проходить очередное заседание Координационного совета уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, на котором будут обсуждаться указанные вопросы. Приглашаю вас принять участие.

 

О взаимодействии с Советом Федерации.

В целом совместную работу Уполномоченного и Совета Федерации можно характеризовать как продуктивную и направленную на общие цели защиты прав и свобод граждан, развитие законодательства и правового просвещения.

Рекомендации, содержащиеся в Заключении Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству по Докладу Уполномоченного в 2014 году, в большинстве своем учтены в Докладе за 2015 год.

В качестве важнейшего направления нашей совместной работы, надеюсь, и дальше будет подготовка законопроектов в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В настоящее время по инициативе Уполномоченного Правительством РФ разрабатывается законопроект о реализации ст. 38 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части создания независимого института контроля за лицами с психическими расстройствами, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания. Хотела бы попросить вас принять участие в этой работе.

Не менее значимо было бы ваше участие в реализации и других законодательных инициатив, изложенных в Докладе УППЧ за 2015 год.

Еще одна проблема, к которой хотела бы привлечь ваше внимание. Рекомендации, содержащиеся в Докладах УППЧ воспринимаются большинством министерств и ведомств. Хотя в ряде писем, поступающих в наш адрес, имеются и откровенные отписки. В связи с этим прошу вас при работе с органами государственной власти федерального и регионального уровня уделять внимание вопросам реализации этих рекомендаций, в том числе при подготовке и проведении правительственных часов в Совете Федерации.

В этом году мир отмечает 50-летие со дня принятия Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также 20-летие с момента принятия Европейской социальной хартии. В этой связи Уполномоченный проводит мониторинг решений ЕСПЧ, вынесенных в отношении Российской Федерации, касающихся прав человека, которые не нашли своего отражения в российском законодательстве.

Были бы признательны за участие в этой работе. Ее результаты найдут отражение в докладе Уполномоченного за 2016 год.

Благодарю за внимание.