«Нашей стране очень нужны молодые, открытые современным знаниям и технологиям специалисты, готовые развивать инновационные направления экономики – отметил заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. – Конкурс научно-инновационных проектов особенно ценен тем, что участвуют в нем старшеклассники со всей России. География конкурса говорит о том, что у нас уже сформировалось новое поколение, поколение талантливых молодых ребят, способных на удивительные открытия в самых различных областях. Уверен, что в этом году мы увидим еще больше интересных, значимых проектов и желаю всем участникам достойной победы», — отметил Вениамин Шаевич.

Действительно, год за годом ребята приходят на конкурс с проектами, затрагивающими самые различные сферы. Но они приходят не одни – у каждого из участников есть человек, всегда готовый помочь, указать верное направление в работе. Этот человек – научный руководитель.

Наталья Юрьевна Бойцова, научный руководитель, в этом году принимающий участие во Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов для старшеклассников уже в третий раз, рассказала, как талантливые ребята делают свои открытия.

— Наталья Юрьевна, сколько уже юных ученых с вашей помощью приняли участие во Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов для старшеклассников?

— За два предыдущих года нашего участия свои проекты подал 41 школьник, в этом году уже направили 18 проектов, но работа еще продолжается. Мои ученики не получили призовых мест, но опыт участия в конкурсе бесценен. Во время подготовки к конкурсу нам с ребятами интересно все: выбор темы, определение гипотезы, целей и задач научно-исследовательской работы, накопление информации, ее систематизация, анализ.

— Расскажите о своем первом проекте и об ученике, который с ним выступил?

— Вы знаете, я работаю в школе № 1208 уже 22 года, педагогический стаж — 30 лет, наша школа входит в число победителей второго этапа проекта «Школа новых технологий». Многое за это время сделано, мы принимали участие в большом количестве технологических конкурсов. Вспоминается курьезный случай – один раз мы с ученицей так готовились и тренировались, покупали недостающее оборудование, снимали фото и видео проекта, что члены жюри сказали нам – с таким выступлением мы можем смело поступать в театральный вуз. Моя ученица Ксения стала победителем в номинации «За артистизм и творческую защиту проекта», созданной, как я подозреваю, специально для нее.

— Какие проекты вам больше всего запомнились? Почему?

— Я работаю учителем физики в ГБОУ СОШ №1208 и руковожу в Школьным научным обществом. Мои дети много пишут, много выступаю на конкурсах, конференциях, получая опыт не только в исследовательской деятельности, но и в представлении своей деятельности. В этом году ШНО работает над темой «70-летие Великой Победы в ВОВ 1941-1945 г». Были великолепные проекты о героях ВОВ, боевой технике, открытиях, сражениях. Жаль, что эти проекты нельзя представить на вашем Конкурсе.

Если говорить о работах, представленных на Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов, в прошлом учебном году было много интересных работ: Стрижовой Полины — «Адаптация растений к высоким температурам», Николаевой Елены «Цветы в интерьере», Добрякова Кирилла «Шум и организм человека», Сальниковой Екатерины «Влияние ультразвука на организм человека».

Наша школа гуманитарная, с углубленным изучением английского языка, но в старшей школе есть физико-математические и биохимические профили. Все больше детей после 9 класса выбирают именно их. Хочется верить, что моя работа помогает им в этом выборе.

— Чем будете удивлять в этом году? Сколько проектов? Насколько различна тематика?

— Уже отправили 18 работ. Тематика разная – от конструкции колес и их износостойкости до пользы соков.

— Что бы вы посоветовали юным участникам, как научный руководитель? Как, например, справиться со стрессом и волнением во время презентации проекта?

— Надо получать удовольствие от процесса выступления, не думать о возможном призовом месте и не «сгибаться от ответственности», быть естественным, находчивым, и стараться интересно подать самый сложный материал.

Наши ученики с удовольствием играют в школьном театре «ШУТ», и не боятся аудитории. Наоборот, могут выдать любую реакцию. Надо чаще выступать, и тогда не будет страха. Человек, уверенный в себе, может многого достичь в жизни.

Наша школа – это школа успеха. Мы гордимся выпускниками – например, писатель Акунин — наш выпускник. Он приезжал на встречу с ребятами в 2003 году, получился интересный диалог. Дети не терялись, подготовили «каверзные» вопросы, получился очень теплый и хороший творческий вечер.

— Как вам кажется – Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников – это хороший старт для ученика, который хочет всерьез заняться своими разработками?

— Безусловно, это хороший старт. В этом году у меня отправлен на конкурс интересный проект Пешкова Сережи, ученика 11 Б класса. Работа называется — «Компьютерная игра – аркада «AirStrike»». Сережа поступает в МВТУ имени Баумана, мне кажется, что ребенок одаренный программист, программист от бога. Хотелось, чтобы жюри достойно оценило работу Сергея, а такой опыт участия в Конкурсе предал ему сил и уверенности, помог при поступлении в выбранный вуз.

Хочется сказать, что ваш конкурс очень привлекателен тем, что Вы не отклоняете работы детей. Все их принимаете и рассматриваете. Не оставляете без внимания научных руководителей, отправляете дипломы и ученикам и учителям, подарки на память. Приятно, что существует очень четкая связь с кураторами конкурса. В прошлом году я написала благодарность кураторам, которые работали со мной.