Летом 2014 года проект получил поддержку Президентской программы грантов для общественных организаций по направлению «Реализация проектов в области развития диалога между властью и обществом, в том числе посредством широкого внедрения современных электронных технологий демократии».

Как в любой большой работе, здесь есть кейсы, которые пока не имеют результата – мы предприняли усилия, но положительного эффекта пока не видим. Однако есть, по крайней мере, три истории, про которые можно говорить, что участие РАСН, действительно оказало поддержку.

Подготовка инженерных кадров: поддержка учителей и мотивация школьников

С этой инициативой в РАСН обратился конкретный человек – Михаил Просекин, преподаватель лицея №2 города Иркутска. На протяжении ряда лет он создавал систему внешкольных занятий, на которых дети могли реализовать свой интерес ко взрослой научной работе. Оказалось, что привлечение детей к самостоятельным исследовательским проектам под руководством квалифицированных педагогов – это достаточное условие для достижения детьми объективно высоких результатов в учебе при одновременном снижении нагрузки на преподавателя. Иными словами, если ребенка правильно заинтересовать, он начинает воспринимать знания гораздо более эффективно, гораздо больше может прочитать и понять самостоятельно, а у педагога высвобождается время для работы с другими детьми. Воспитанники лицея №2 за несколько лет показали стремительный рост объективных показателей – и по результатам ЕГЭ и по победам в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Михаил обратился в РАСН с предложением масштабировать имеющийся опыт на другие регионы.

Эту идею активно поддержала Любовь Духанина – член РАСН и председатель комиссии по развитию науки и образования Общественной Палаты РФ. В августе на озере Байкал прошла межрегиональная конференция, в которой приняли участие как представители школ, внедряющих у себя новые подходы к преподаванию естественно-научных дисциплин, так и чиновники от образования разного уровня. В ходе обсуждения родилась идея общефедерального проекта, который позволил бы, не меняя радикально сложившуюся систему школьного образования, тем не менее, форсировать процесс подготовки большого количества школьников в направлении естественных и инженерных дисциплин. Сейчас идет проработка деталей этого проекта.

При этом на неформальном уровне школы уже подключаются и запрашивают методики и другие наработки у «застрельщиков». Самое интересное в этой истории то, что вся нормативная база на уровне федерального законодательства для реализации подобной инициативы уже есть, Закон об образовании позволяет осуществлять такую деятельность. Однако школы и местные органы образования зачастую просто не понимают, как это сделать. Благодаря РАСН стало понятно, у кого можно взять готовые шаблоны и уже апробированные подходы.

Предупреждение вирусных эпидемий и разработка отечественной вакцины от ВИЧ

Инициатором этой работы выступила общественная организация – Санкт-Петербургский Союз Ученых. При поддержке гранта РАСН они провели серию мероприятий по проблемам предупреждения вирусных эпидемий и по результатам этих обсуждений обратились в РАСН с конкретной просьбой о содействии. Оказалось, что в России долгое время велась работа по разработке вакцин против ВИЧ (надо отметить, что Россия – единственная из стран Большой Двадцатки и БРИКС, в которой эпидемию СПИДа до сих пор не удается остановить – количество ВИЧ-инфицированных продолжает увеличиваться год от года). В этой работе участвовали коллективы из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска и в настоящее время готовы 4 вакцины, которые в предварительных испытаниях показали высокую эффективность. Существенно более высокую, чем у известных мировых аналогов.

РАСН инициировала слушания под эгидой Общественной Палаты РФ. По итогам слушаний были подготовлены рекомендации, которые включали целый ряд требований к Министерству здравоохранения и социального развития. Буквально на днях Министр ответила на обращение Общественной Палаты официальным письмом – что считает проблему актуальной и готова встретиться с разработчиками для урегулирования возникших сложностей.

Высокоточное оружие

В РАСН обратилось одно из оборонных предприятий, которое в советское время занималось разработкой высокоточного оружия. Тогда были достигнуты серьезные результаты, образцы показали свою высокую эффективность в ходе боев в Афганистане. А потом предприятие перестало получать финансирование, хотя и продолжало активно вести разработки. РАСН организовала слушания, на которые были приглашены как сами разработчики и их партнеры по кооперации, так и высшие офицеры командования Сухопутных войск. Разговор получился очень непростым, с обеих сторон звучали достаточно резкие претензии и обвинения. Только личный авторитет Евгения Велихова, который вел заседание, помог вернуть дискуссию в конструктивное русло. Итогом стало решение начать взаимодействие «с чистого листа» и провести закрытое совещание у Главкома Сухопутных войск для проработки конкретных технических вопросов.

Неожиданным результатом стал интерес со стороны военных к докладу небольших производственных компаний о современных высокотехнологичных решениях (им дали слово в рамках общего доклада о возможностях кооперации). Оказалось, что некоторые технологии остро востребованы в других производственных цепочках в рамках гособоронзаказа и выступавшие сразу получили контакты для дальнейшей работы.

Что дальше?

Работа по проекту РАСН продолжается. В декабре в Санкт-Петербурге прошла конференция по проблеме генно-модифицированных организмов (ГМО). Суть ее в том, что технологии генной модификации имеют огромный потенциал, как с научной, так и с экономической точки зрения. У российских ученых есть хорошие позиции в этой области. Однако настрой общественного мнения строго против использования ГМО в любой хозяйственной деятельности ставит преграду для дальнейшего развития. Сейчас обрабатываем материалы, проанализируем и будем думать, как РАСН может посодействовать в этом вопросе.

На следующий год запланированы мероприятия в созданных межрегиональных центрах – в Томске, Казани, Улан-Удэ и других городах. Наверняка будут и незапланированные инициативы, которые мы будет отслеживать и, по возможности, помогать в их реализации. Уже сейчас можно говорить об эффективности модели в целом: общественная организация выступает мостиком между активными и неравнодушными людьми (или организациями) и представителями власти, позволяя преодолевать формальные бюрократические препоны, по крайней мере, для некоторых инициатив и проектов.

История про сыроделие

Резолюция по совсем свежему мероприятию — именно для таких случаев проект и задумывали!!! К нам обратился предприниматель из Смоленской области, село Угра (это та самая Угра, на которой было «Великое стояние на Угре», а еще это родина композитора Исаака Дунаевского и именно на берегу реки Угры он сочинил песню «Катюша»). Андрей Бочарников купил старый советского периода сыродельный завод (убыточный и с долгами на 70 млн рублей) и за 8 лет за свои деньги переоборудовал его. Задача была — решить проблему энергоэффективности.

В советское время молокоперерабатывающие заводики строили почти в каждом районном центре в каждой из областей Центрального Черноземья. Цели было две:

— перерабатывать свое молоко (которое производили в этом самом районе — чтобы не возить по плохим советским дорогам)

— обеспечивать распределенность производства молочных продуктов на случай войны (каждый районный центр не разбомбят, а на любом работающем заводе всегда можно быстро нарастить производство в критической ситуации).

В рыночных условиях оказалось, что такие заводики убыточны и главная их проблема — неэффективная энергетика. Традиционно завод питался от котельной, которую топили мазутом, но даже на газу получается слишком накладно. Сейчас, когда производство молока резко сократилось, маленькие партии вообще не окупают затраты энергии на производство. В итоге во всей центральной полосе производство сыра сократилось примерно раз в 10 с 2000 года (по другим молочным продуктам картина аналогичная). Рынок сбыта держат два крупных игрока (Вимм-Биль-Данн и Данон — примерно по 15% каждый), оба принадлежат иностранным корпорациям. Они работают на больших объемах, могут позволить себе низкую маржинальность и могут возить молоко от хозяйств в радиусе 1000 км. Еще 30% рынка — прямой импорт, преимущественно из Белорусии. Остальные 30% — это все отечественные производители, которые пока как-то выживают.

Андрей Бочарников сперва переоборудовал советскую котельную возле своего заводика с мазута на дизельное топливо — и выяснил, что все равно не рентабельно (забегая вперед можно сказать, что сейчас сделали расчеты по газу — и тоже не сойдется баланс!). Тогда он в сотрудничестве с учеными — инженерами теплотехниками разработал технологию использования солнечной энергии. Техпроцесс сыроделия не требует перегрева — 75 градусов Цельсия достаточно. Молоко поступает в летний период (максимум 8-9 месяцев в году). Солнце летом позволяет нагревать воду до 115 градусов, а специальные тепловые насосы позволяют превращать тепло в холод (как в обычном холодильнике) для охлаждения на стадиях соления, созревания и хранения.

Они все это просчитали, закупили оборудование (сейчас доступно в продаже), смонтировали, поработали в таком цикле и посчитали экономику «по факту». Получилась экономия «на круг» около 12% в себестоимости, полная автономность по энергии (не надо закупать ни газ, ни мазут, ни солярку). А еще такое оборудование, в отличие от котельной не подлежит проверкам со стороны пожарников и всяких других проверяющих (что конечно плюс) — нет опасного нагрева!

А дальше они стали везде ходить по инстанциям и предлагать — это реальные инновации, дайте нам грант на еще один цикл переоборудования — и их все посылали. Они пришли в РАСН и сказали, Бог с ними с деньгами — возьмите просто опыт, пусть другие тоже так сделают, это реально работает. Провели слушания и сразу все заинтересовались — и из Молочного Союза и из Минсельхоза и из других предприятий….