О визите Министра иностранных дел России в Азербайджан

11-12 июля Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетит Азербайджанскую Республику с рабочим визитом.

В ходе предстоящих встреч в Баку состоится обсуждение актуальных вопросов двусторонней повестки дня, а также обмен мнениями по проблематике нагорно-карабахского урегулирования.

Об участии Министра иностранных дел России в заседании СМИД прикаспийских государств в Казахстане

12-13 июля Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетит Казахстан, где примет участие в работе Совещания министров иностранных дел прикаспийских государств.

Подобная встреча глав внешнеполитических ведомств России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана проводится уже в шестой раз. Данный формат зарекомендовал себя в качестве эффективной площадки политического взаимодействия стран, берега которых выходят на Каспийское море.

В повестке дня Совещания – вопросы правового статуса водоема, пятистороннего сотрудничества на Каспии в различных сферах, включая экономику, транспорт, безопасность, экологию, а также актуальные региональные и международные вопросы. Предстоит подвести промежуточные итоги выполнения решений, которые были приняты президентами прибрежных государств в сентябре 2014 г. в Астрахани, наметить план завершения этой работы к предстоящему в Казахстане пятому каспийскому саммиту.

В России высоко ценят традиционно доверительный, дружественный характер диалога в рамках «каспийской пятерки», считают приоритетом скорейший выход на согласованный текст Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и дальнейшее расширение взаимовыгодных контактов стран-соседей по Каспию.

Если в график Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова будут внесены изменения, дополнения, какие-либо корректировки, мы об этом вам будем оперативно сообщим.

О ситуации в Сирии

Окончание священного для мусульман месяца Рамадана и наступление Праздника разговения (Ид Аль-Фитр или Ураза-Байрам), к сожалению, не привели к снижению насилия в Сирии.

Столкновения продолжаются к югу-западу от г.Алеппо. Отмечено усиление групп незаконных вооруженных формирований (НВФ) на севере этого города в районе населенных пунктов Хандрат, Кафр-Хамра, Лерамон. Продолжаются попытки боевиков перейти к наступательным действиям в провинции Латакия и окрестностях освобожденной от террористов ИГИЛ Пальмиры, а также провокации в г. Дарайя и под Дамаском.

Непременным условием окончательного уничтожения опасного очага международного терроризма в Сирии являются усилия по обеспечению географического размежевания между оппозиционерами, которые готовы соблюдать режим прекращения боевых действий, и террористическими группировками «Джабхат ан-Нусра», а также перекрытие каналов подпитки тергруппировок оружием и финансами. Именно так это зафиксировано в резолюциях СБ ООН.

Продолжается работа по поддержанию и укреплению режима прекращения боевых действий (РПБД), в том числе в рамках регулярных российско-американских контактов по военной линии. Помимо этого российские военные последовательно прилагают усилия по вовлечению в процесс локальных перемирий отдельных отрядов НВФ и населенных пунктов. Таких насчитывается уже 173.

Мы обратили внимание на доклад правозащитной организации «Международная амнистия». В нем изложены факты применения пыток и массовых казней боевиками вооруженной оппозиции на севере Сирии, включая отряды, которые получали поддержку и помощь из США.

Эти новые шокирующие известия, факты и данные, конечно, не могут оставаться незамеченными. К сожалению, такие же трагические новости поступают из районов Аль-Баба и Аль-Аслийя, где игиловцы захватили 900 мирных жителей, главным образом курдов. Они используют их в качестве «живого щита», в том числе задействуют для рытья фортификационных сооружений и т.д.

В Дамаске сформировано новое Правительство во главе с Председателем Совета министров САР И.Хамисом. При этом значительная часть министров сохранила свои посты. В числе главных задач нового кабинета Министров –  обеспечение решения острых проблем социально- экономического характера в САР в тяжелых условиях решительной борьбы с терроризмом.

 

О докладе «комиссии Чилкота»

Мы обратили внимание на опубликованный 6 июля доклад «комиссии Чилкота» об обстоятельствах участия Великобритании в иракской военной кампании 2003-2009 гг.

Конечно, доклад объемный, готовился практически семь лет. Потребуется немало времени, чтобы его детально изучить, внимательно посмотреть и вчитаться в его положения. После этого мы сможем дать развернутую оценку. Но предварительного взгляда на ключевые положения доклада комиссии, на наш взгляд, достаточно, чтобы подтвердить то, о чем говорила Российская Федерация на протяжении многих лет. Мы утверждали еще до начала иракской кампании и делали это с фактами на руках, что  вторжение в Ирак было незаконным, в нем не было никакой необходимости, а обоснование необходимости военной операции было «подтверждено» откровенным подлогом. Никакими фактами или реальной информацией это вторжение на территорию суверенного государства не обосновывалось.

Главный вопрос так и остается открытым: кто и в какой мере понесет ответственность за смерть, как признается в докладе, не менее 150 тыс. граждан Ирака, не говоря уже о миллионах беженцев, сотнях тыс. раненых и многочисленных бесчинствах британских военнослужащих в отношении местного населения.

 

Об участии американских представителей в антиправительственных демонстрациях в Белграде

Мы обратили внимание на опубликованные в сербских СМИ материалы об участии сотрудников американской дипломатической службы в демонстрациях в Белграде. Митинги были направлены против руководства, напомню, суверенного государства. Важно подчеркнуть, что непосредственными организаторами этих мероприятий на регулярной основе выступают разного рода НПО, которые финансируются из-за рубежа. Похоже, сербским «гражданским активистам» по каким-то причинам их зарубежные спонсоры не очень-то доверяют, раз приходится уже американским дипломатам лично участвовать в пикетах и осуществлять контроль за расходованием выделенных средств. Это, конечно, новое слово в поддержке гражданского общества, но ничего другого не остается. Чего на самом деле стоят протесты так называемого гражданского общества, которое финансируется из-за рубежа, граждане Сербии показали на выборах  24 апреля этого года, по итогам которых коалиция, возглавляемая Председателем Правительства г-ом А.Вучичем, получила абсолютное большинство мест в парламенте.

В целом же мы констатируем, что на Балканах глубоко укоренилась практика беззастенчивого вмешательства во внутренние дела. По тем же хорошо обкатанным схемам задействования оплаченного извне «агрессивного меньшинства» готовится почва, чтобы спровоцировать очередную «цветную революцию» на этот раз в Македонии.

Если говорить действительно о гражданском обществе и о мнении граждан, то как раз настоящее мнение большинства игнорируется. Например, неоднократно говорили, что вступление Черногории в НАТО идет полным ходом, при этом мнения самих черногорцев на этот счет никто не спрашивал. Сами же черногорцы настаивали и продолжают настаивают на проведении референдума либо какого-либо плебисцита, который мог бы стать действительно показательным, чтобы страна предприняла такой важный и серьезный шаг, который не останется без последствий на международной арене. Все это только усугубляет глубокий раскол в обществе, который и так очевиден. Но, к сожалению, официальная Подгорица при активной поддержке ведущих стран альянса до сих отказывается проводить референдум по данному чрезвычайно важному вопросу, затрагивающему каждого жителя страны.

О публикации доклада Комитета по обороне Палаты общин парламента Великобритании

Мы обратили внимание на опубликованный 5 июля объемный доклад Комитета по обороне Палаты общин британского парламента «Россия: влияние на оборону и безопасность Великобритании». Я уже давала краткую оценку ряду положений доклада в «Фейсбуке». Теперь хотела бы остановиться более подробно.

Ввиду специфической логики авторов этого документа впечатление он производит весьма противоречивое. С одной стороны, авторы находятся в плену стереотипов, в которые сами же и поверили, воспроизводят ряд заезженных тезисов о российской «агрессии на Украине», «угрожающем поведении в отношении членов НАТО», «пропаганде и дезинформации» и т.п. С другой стороны, они констатируют беспрецедентно удручающее состояние российско-британских отношений (что правда, и о чем мы официально говорим) и призывают правительство Великобритании как можно быстрее возобновить диалог с Москвой, чтобы не рисковать случайным возникновением «конфликтов, которые можно предотвратить посредством улучшения обмена информацией». Данную мысль иначе как здравой и своевременной, назвать сложно.

В то же время авторы призывают не только сохранить действующие санкции ЕС, но даже их расширить. Примечательно, что при этом делается стыдливая оговорка, что в связи с итогами референдума о выходе страны из ЕС способность Британии продавить это решение «подвергнется испытанию».

Наибольшее же сожаление вызывает либо непонимание, либо искажение авторами доклада причинно-следственных связей при попытке осмысления происходящего, в том числе в контексте российской внешней политики. Россия выставляется первоисточником всех проблем, на которые НАТО, в т.ч. Великобритания, вынуждены реагировать. На самом деле складывается впечатление зеркального отражения ситуации. Если этот доклад что-то и отражает, то хаос, разброд в аналитической мысли Великобритании современного периода.

Конечно, нас не может не беспокоить уровень компетентности британских аналитиков в понимании происходящих в мире и в России процессов. Несколько страниц документа посвящены «недостаточному кадровому обеспечению отвечающих за постсоветское пространство подразделений, плохому знанию сотрудниками русского языка и низкому качеству их аналитики». Здесь, конечно, сложно не согласиться. Хотелось бы еще раз отметить, что, на наш взгляд, важным тезисом доклада является то, что возобновление отношений и тем более обмен информацией по различным линиям — дипломатической, военной, по линии специализированных ведомств —  сейчас как никогда актуален.

О высказываниях главнокомандующего вооруженными силами Швеции М.Бюдена

С недоумением восприняли слова главнокомандующего вооруженными силами Швеции М. Бюдена о том, что «Россия представляет самую большую военную угрозу для Швеции», сказанные им в ходе ежегодной политической недели «Альмедален», проводимой на шведском острове Готланд.

Складывается ощущение, что, как в хорошем оркестре, многие страны Запада практически в ежедневном режиме обвиняют Россию в том, что она кому-то угрожает. Только что я процитировала слова британских аналитиков о том, что «Россия угрожает Великобритании». Тут же, как по команде, раздается голос из Швеции о том, что Россия угрожает еще и ей, и, мало того, представляет самую большую угрозу. Это очередной пример спланированной информационной кампании.

Что касается Швеции, то мы слышим эти заявления регулярно и в различных контекстах. В частности, напомню, чего только стоила одна «охота» на российские подводные лодки, которая развернулась на страницах шведской прессы. В итоге все истории о российских подлодках оказались просто выдумками местных военных, вроде всем известной истории про Лохнесское чудовище, но уже в Швеции. Ни одна история не нашла своего подтверждения. Но, конечно, вызывает сожаление, что русофобские заявления шведских военных, которым постоянно мерещится российская угроза, становится обычным делом.

Мы неоднократно заявляли, что перевооружение российской армии, о котором заявляет М.Бюден, не имеет ничего общего с какими бы то ни было агрессивными намерениями. То, что происходит – наша соответствующая пропорциональная реакция на многократно усилившуюся военную активность блока НАТО, который с очевидным упорством приближает свою инфраструктуру к границам России, и ничего более.

Хотелось бы обратить внимание на беспрецендентную открытость Министерства обороны России, наших военных, которые проводят брифинги, публикуют материалы, открыты к контактам с западными журналистами. Но это все вторично. Первично то, о чем я уже говорила: нормальный стабильный рабочий контакт между представителями министерств и ведомств наших стран. Если у главнокомандующего вооруженными силами Швеции г-на М.Бюдена есть вопросы, почему он задает их через СМИ? Почему он не может снять трубку и позвонить своим коллегам в Россию или направить соответствующее послание, сформулировать вопросы, на которые российская сторона с удовольствием ответит, если того, что делается, недостаточно для шведской стороны.

Повторю, если у наших шведских партнеров имеются какие-либо озабоченности в плане т.н. «российской угрозы», то мы всегда готовы к прямому диалогу по всем возникающим вопросам. К сожалению, мы видим, что шведская сторона намеренно уходит от делового предметного разговора, отдавая предпочтение публичной дипломатии не по прямому назначению. Это, конечно, не публичная дипломатия, а использование СМИ для пропаганды.

Также хотелось бы напомнить, что Министерство обороны проводит регулярные встречи с представителями военного атташата, аккредитованными в Москве. Еще раз уже напрямую обращаюсь к посольству Швеции в Москве: если у вас есть дополнительные вопросы, отправляйте их либо через МИД России, либо напрямую коллегам из Министерства обороны. Мы все расскажем, подтвердим или опровергнем, наконец-то установим прямой диалог. Перестаньте использовать СМИ конкретно в вашей стране для того, чтобы создавать напряженность, чтобы запугивать людей какой-то «российской угрозой».

 

О расследовании убийства семейной пары из России на Фиджи

26 июня на побережье в районе Натадола Бич (о.Вити-Леву) фиджийскими правоохранительными органами были обнаружены человеческие останки. Ранее, 17 июня, одним из проживающих на Фиджи наших соотечественников было заявлено о пропаже российских граждан Ю.А.Шипулина и Н.В.Герасимовой.

4 июля экспертиза ДНК подтвердила, что обнаруженные останки принадлежат пропавшим россиянам.

В настоящее время фиджийской стороной ведется следствие. Посольство России в Канберре находится в постоянном контакте с властями Фиджи и оказывает им все необходимое содействие.

 

Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: Мы находимся в детском лагере «Артек» и хотели бы поинтересоваться, как прошел Ваш день вчера. Как нам известно, вчера Вы были «звездной ведущей». Здесь присутствуют дети, с которыми Вы общались. Нам интересно, какие темы Вы обсуждали и какие вопросы Вам задавали дети, в т.ч. по международной тематике.

 

Ответ: Вчера я была пока только «звездной вожатой», «звездная ведущая» — это впереди.

В июне нескольким экспертам МИД России, в том числе и мне, пришли приглашения  Международного детского центра «Артек» провести встречу с детьми, рассказать о работе дипломатов, об этой профессии, об основных направлениях российской внешней политики. График в июне был очень жестким: в России и за рубежом проходило много международных событий. Я предложила перенести нашу встречу на июль, когда выдалось несколько свободных дней, и сделать мое присутствие здесь максимально информативным и насыщенным. Это уже не первое мое общение с ребятами из «Артека», но до этого оно было виртуальным: мы выходили на связь с «Артеком» через интернет, проводили телемост, общались. Мы придумали такую программу, и меня «прикрепили» или, можно сказать, «внедрили» в 11-й отряд.

Все началось вчера рано утром. Ребята тут встают действительно рано — в 7 утра. Меня в 7 часов пригласили на совещание вожатых. Я удивилась, насколько все структурировано, какая четкая у всех программа: каждый вожатый знает набор мероприятий, точное их время и основные свои задачи. Потом прошла общая зарядка для нескольких отрядов, а затем – индивидуальная зарядка и завтрак. Мы провели интерактивный урок детской дипломатии. Ребята задавали вопросы о профессии дипломата, о двусторонних отношениях. Почему-то всех очень интересовали российско-китайские отношения, которые и были, можно сказать, центральной темой. Я рассказала об ООН, ее Совете Безопасности и Генеральной Ассамблее.  Предложила я и на практике потренироваться. Ребятам пришла в голову интересная идея — они решили направить обращение главам «Большой двадцатки» в преддверии предстоящего саммита этого объединения в Китае. Больше всего меня поразило, что текст этого обращения был полностью, от «А» до «Я», придуман ребятами. Честно говоря, я привезла свои наработки и предложения, но они даже не понадобились – настолько четкими, логичными и, наверное, по-детски прямыми были тезисы, которые легли в основу этого послания. Вчера вечером мы его доработали, учитывая требования к оформлению подобных документов. Ребята еще трудятся над документом, собирают подписи под этим обращением. К концу моего здесь пребывания либо чуть позже (зависит от того, сколько времени потребуется) мне передадут это послание, а я направлю его соответствующим экспертам, которые занимаются подготовкой к саммиту «Большой двадцатки». Думаю, что это обращение дойдет до лидеров стран этого форума в Китае.

После этого мы пошли на пляж плавать. Кстати говоря, мне по-честному было очень интересно, как здесь обеспечиваются меры безопасности на воде. Они беспрецедентны. Работают профессиональные спасатели – несколько человек стоят на волнорезах с мегафонами. Они делают ребятам замечания, если что-то идет не так. Вдоль берега стоят вожатые, закрепленные за отрядами. Каждый отряд состоит из двадцати человек и более и делится на группы. В воду дети допускаются только группами. Все происходит на высшем уровне безопасности, это я могу Вам сказать как мать, которая присматривается к тому, смогла ли бы я отпустить сюда своего ребенка, «доверить» его «Артеку». Мой вердикт такой: могу доверить.

Потом был обед. Думаю, что сегодня корреспонденты из Москвы и иностранные журналисты увидят и сами проверят, как здесь кормят детей. Я с пристрастием допрашивала ребят, нравится ли им еда. Мне сказали, что нравится, и даже называли полюбившиеся блюда:  я так поняла, что речь идет о запеканке и курице. Не знаю уж, какая тут курица, еще не пробовала, но, думаю, сегодня мы ее отведаем.

После этого наступил «тихий час», который в «Артеке» называется «абсолют».  Во второй половине дня мы встретились еще раз. У нас прошла чайная церемония. Я жила в Китае и рассказала детям, как правильно заваривать чай (я очень интересуюсь этой темой). Мы обсудили ряд вопросов, в т.ч. письмо лидерам «двадцатки», несколько медийных проектов, которыми мог бы запомниться наш совместный день. После ужина мы все вместе пошли в кино: смотрели фильм «Опасные каникулы», пообщались с режиссером фильма Ю.Н.Фетингом. День завершился ритуальным пожеланием друг другу хорошего отдыха и удачного следующего дня. Так прошел наш вчерашний день.

Вопрос: Как нам известно, несколько дней назад артиллерия Ирана обстреляла Хаджи Омран и Сидакан – районы в иракской провинции Эрбиль на границе с Ираном. Ранения получили несколько гражданских лиц. В то же время возобновился конфликт Турции и Рабочей Партии Курдистана. Турецкие ВС обстреляли приграничные районы Курдистана в Эрбиле и Духоке. Первого июля заместитель командующего Корпусом Стражей Исламской революции Х. Салами выступил с угрозами уничтожить север Ирака – Иракский Курдистан. В пятницу во время молитвы с ниятом Риджа Хоссейн Салами заявил, что Иран будет уничтожать любые силы за пределами страны, которые представляют угрозу для страны. Как Россия относится к таким действиям со стороны Ирана?

Ответ: Мы считаем, что военные действия на территории других стран, которые предпринимаются в т.ч. и для пресечения террористической угрозы, должны осуществляться в строгом соответствии с нормами международного права и по согласованию с официальными властями соответствующего государства, где проводится подобная операция.

Вопрос: Мы сейчас находимся в Крыму. Видите ли Вы какие-нибудь угрозы для России именно на черноморском пространстве? Какие конкретные шаги стран НАТО в этом регионе Вас особенно тревожат?

Ответ: Вы знаете, я хотела бы Вас переадресовать к очень подробному и специализирующемуся  на этом вопросе интервью, которое сегодня дал Постоянный представитель России при НАТО А.В.Грушко газете «Коммерсант». Он ответил на вопрос, аналогичный тому, который задаете Вы: Каковы могут быть ответные меры Москвы с учетом активности НАТО на восточных рубежах, усиления военно-морской группировки альянса в черноморском регионе. Представитель России при НАТО А.В.Грушко ответил, что мы сделаем все, чтобы баланс сил в регионе не был нарушен. Мы следим за всем, что предпринимает НАТО. Мы неоднократно говорили о том, что нас беспокоит активность на наших рубежах, и мы не понимаем, с чем она связана. Единственное, с чем она может быть связана, это с информационной кампанией, которую проводят сами страны-участницы альянса относительно российской угрозы. Никакой настоящей угрозы России странам НАТО нет. Есть наши внутренние задачи и цели, которые мы для себя ставим. Они связаны с модернизацией нашей армии, с военными учениями. Но, во-первых, это все происходит на нашей территории, мы не расширяем, не вводим и не увеличиваем наши контингенты за рубежом. Наоборот, это делают страны альянса, все время забывая о том, что, когда они обвиняют нас в некой агрессивности, мы остаемся в пределах своей территории, а они все время окружают нас все плотнее и плотнее.

Я также хотела бы сказать, что это, конечно, не останется без адекватной реакции, без адекватных ответов, но это не наш выбор. Мы считаем, что сейчас перед миром и, в частности, перед Европой, а также перед другими регионами, стоят насущные и очень конкретные вопросы, связанные с безопасностью. Они никоим образом не покрываются активностью НАТО вдоль российских границ и связаны с совершенно другими вещами: международным терроризмом, ростом экстремизма (это ситуация, которая сейчас наблюдается на Ближнем Востоке и Севере Африки). Мы не понимаем, каким образом реагирует НАТО на эти угрозы. Мы предлагаем работать вместе. Мы предложили начать эту конкретную, хотя и очень запоздалую работу осенью 2015 года, о чем сказал Президент России В.В.Путин, выступая на Генеральной Ассамблее ООН. Мы хотим, чтобы эта борьба, в частности, например, в Сирии, была не только предметной и конкретной, но была правовой, чтобы велась в правовом поле. В рамках  Совета Безопасности ООН можно было бы выработать соответствующую стратегию.

Как вы знаете, все это было проигнорировано. Время шло, ситуация только ухудшалась. Сейчас мы видим, что постепенно, так или иначе, но, например, США в своем страновом качестве начинают  взаимодействие с Россией по военной линии. Это была наша инициатива. Это проходит очень сложно с большим сопротивлением. Но чем дальше развивается ситуация в регионе, тем больше мы видим необходимость военного сотрудничества, которую теперь признает и Вашингтон. Хотя противодействие ряда групп, конечно, еще очень сильное.

Мы видим все, что делает НАТО. Мы отвечаем им, но при этом мы говорим о том, что это не наш выбор. Если есть ощущение, что Россия чем-то угрожает, давайте создадим новые форматы, если существующих недостаточно. Хотя у нас есть, например,  Совет Россия – НАТО, который долгое время был вообще заблокирован и только сейчас постепенно начинает  возобновлять работу. У нас работает Постпредство при НАТО в Брюсселе, которое, несмотря на то, что штаб-квартира ограничила передвижение его сотрудников и сократила до минимума контакты, тоже готово воспринимать всю информацию, анализировать всё совместно.

Если это глобальный выбор в пользу наращивания вооружения, агрессивной риторики, то без ответа мы это не оставим. Но это не наш выбор, мы совершенно за другой подход. Но еще раз хочу обратить ваше внимание на очень детальное интервью Постоянного представителя России при НАТО А.В.Грушко газете «Коммерсант», где он все об этом рассказал.

Вопрос: Завтра в Варшаве начинается саммит НАТО. Каковы ожидания России от этого саммита с учетом того, что на днях Генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг сказал, что Россия останется в изоляции пока будет продолжать подрывать мирный порядок в Европе.

 

Ответ: Есть ли конкретные примеры, как Россия подрывает мир и безопасность в Европе? Что конкретно стоит за этими словами? Швеция говорит, что мы ей угрожаем. Великобритания говорит, что мы являемся угрозой, Генсекретарь НАТО Й.Столтенберг утверждает, что мы подрываем мир и безопасность. Где конкретные примеры? Предъявите конкретные примеры – мы будем по ним работать.

Что касается комментариев относительно возможности созыва очередного заседания Совета Россия — НАТО, который также увязывается с проведением саммита НАТО в Варшаве, хотела бы сказать, что консультации с альянсом по содержательному наполнению и срокам проведения заседания продолжаются. Мы не исключаем возможность созыва Совета Россия –  НАТО вскоре после предстоящего в Варшаве саммита. Центральной темой на заседании станет решение варшавской встречи по усилению восточного фланга этого блока и последствия для всех аспектов европейской безопасности. В контексте продолжающегося строительства системы ПРО США – НАТО в Европе будет с полной определенностью обсуждаться и противоракетная проблематика. Также планируется обменяться мнениями по ряду других актуальных вопросов региональной и международной повестки дня.

Еще раз хочу сказать, что формат, который сейчас с таким трудом возобновляется, был заморожен альянсом в одностороннем порядке. При этом все время говорится о российской угрозе, причем не напрямую, а через прессу, через СМИ. Вывод один: формируется общественное мнение, чтобы оправдать расширение альянса и увеличение контингентов в Европе.

 

Вопрос: Официальные российские лица утверждали, что у них есть информация о сотрудничестве властей Турции с террористической организацией ИГИЛ. Какова теперь роль этой информации в российско-турецких отношениях?

Ответ: До этого мы никогда не утверждали, что такой информации у нас не было. Я призываю вас быть очень точными в формулировках, в оценках и подаче этой информации. Когда мы начали публично говорить, что нас волнует ситуация на сирийско-турецкой границе, поддержка боевиков, ИГИЛовцев, мы всегда подчеркивали, что такая информация у нас была и до этого. И самое главное, мы говорили о том, что эту информацию мы постоянно доводили как до сведения турецкой стороны, так и до наших коллег, в частности, в рамках Международной группы поддержки Сирии. Мы никогда не говорили о том, что эта информация появилась только тогда, когда у нас произошел трагический инцидент в двусторонних отношениях. Эта информация была всегда, и мы ее использовали. Просто мы не предавали ее гласности. Мы пытались довести до международного сообщества неприемлемость подобной политики в отношении Сирии и терроризма имеющимися дипломатическими способами. Эта информация никуда не делась, она есть, и мы продолжаем по ней работать, в частности, в Совете Безопасности ООН.

 

Вопрос: Приближается дата рок-фестиваля в Берлине в Трептов-парке. Было ли учтено мнение России? Ведется ли диалог на эту тему, и какие дальнейшие шаги?

Ответ: Я предполагала, что этот вопрос может быть задан и запросила последнюю информацию. Как вы знаете, мы его уже комментировали. Наши эксперты внимательно следят за развитием ситуации вокруг плана берлинских властей провести рок-фестиваль на территории мемориального комплекса в Трептов-парке. Известно, что до настоящего времени официального решения по этому вопросу не принято. Мы ожидаем его в конце июля – начале августа.

Позиция российской стороны остается неизменной. Мы продолжаем настаивать на переносе этого мероприятия из места мемориала памяти и скорби в честь воинов, которые пали в те годы, в другое место. Надеемся, что наша позиция будет услышана и принята не просто к сведению, а на ее основе будут предприняты соответствующие практические шаги. Еще раз напомню, что мы следим за ситуацией и, если будет появляться соответствующая информация, будем вас о ней информировать.

 

Вопрос: Руководитель фракции ЛДПР В.В.Жириновский накануне заявил, что сближение России и Турции поможет в решении региональных конфликтов. Как, на Ваш взгляд, это может помочь решению проблемы Нагорного Карабаха и курдского вопроса? Каковы перспективы упрощения визового режима с Грузией?

Ответ: Тему упрощения визового режима с Грузией мы уже комментировали. Сейчас идет процесс обсуждения. Несмотря на то, что дипломатические отношения были разорваны по инициативе Тбилиси, мы всегда говорили, что разрушить отношения между двумя народами не то что невозможно, а этого не будет никогда. Это был не наш выбор. Сейчас был предпринят ряд практических шагов по облегчению визового режима, и работа продолжается. Конечно, это вопрос не одного дня, не одной недели и не одного месяца. Работа продолжается, у нас есть контакт с грузинскими коллегами.

Мы полагаем, что необходимо сделать все возможное, чтобы гуманитарные связи, связи по линии гражданского общества были облегчены. По крайней мере, все, что зависит от Департамента информации и печати МИД России для посещения грузинскими журналистами России, мы делаем: рассматриваем заявки, оперативно на них реагируем. Думаю, что грузинские журналисты могут вам это подтвердить.

Что касается нормализации отношений России и Турции и влияния на решение региональных вопросов. В первую очередь речь идет о ситуации на Ближнем Востоке и Севере Африки: конечно, это ситуация в Сирии, обмен информацией по вопросам предотвращения террористической угрозы. Мы сделаем все, чтобы позиция о недопустимости поддержки Турцией боевиков на сирийской территории была воспринята Анкарой. Повторю, что мы этот вопрос ставим и будем ставить в двусторонних контактах, на международных «площадках». Наличие диалога всегда является важным шагом для решения проблем, в т.ч. региональных.

По поводу Нагорного Карабаха у нас существуют соответствующие форматы: Минская группа ОБСЕ, прямой диалог с Арменией и Азербайджаном, встречи на высшем уровне, которые проходят между президентами России, Азербайджана и Армении. Честно говоря, этого достаточно, и это действенные механизмы. Но любую конструктивную роль того или иного государства можно только приветствовать.

 

Вопрос: Спасибо большое за возможность побывать в этом прекрасном крае.

Ответ: Лучше поздно, чем никогда.

 

Вопрос: Вчера состоялся телефонный разговор Президента Российской Федерации В.В.Путина с его американским коллегой Б.Обамой, недавно прошли переговоры между Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым и его турецким коллегой М.Чавушоглу. Одним из главных обсуждался сирийский вопрос, в частности, возобновление переговоров и совместная борьба с терроризмом.  Что конкретно происходит сегодня в контактах между Москвой и Анкарой по этому вопросу? Какие есть подвижки на направлении возможного возобновления межсирийских переговоров?

Ответ: Исходим из того, что процесс в рамках межсирийских переговоров должен активизироваться. Недопустимо складывать руки и полагать, что дело сделано, либо не доделано, но оставлять все как есть. Необходимо предпринимать усилия. Вы правильно сказали, что проходят постоянные телефонные переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Госсекретарем США Дж.Керри, которые уделяют этому повышенное внимание. Сегодня я также сказала, что необходимо сделать «на земле» в плане размежевания террористов и оппозиции. Мы этим активно занимаемся. Хотя мы понимаем, что процесс идет намного медленнее, чем он должен идти,  у нас нет ощущения, что он не будет продвигаться вперед.

Что касается Турции, могу сказать, что контакты с турецкой стороной идут. Прошли переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с его турецким коллегой в Сочи, в ходе которых были намечены конкретные шаги по нормализации ситуации.

Как раз вчера ребята задали мне очень интересный вопрос относительно возобновления туристического потока с Турцией. Я думаю, что как всегда устами (не могу сказать младенцев) подростков «глаголет  истина». Они спросили, как же так получается, что еще буквально месяц назад Россия говорила о том, что ездить в Турцию опасно, а теперь убираются барьеры для туристического обмена. Я сказала, и считаю это очень важным, что действительно идет нормализация политического диалога, снимаются политические барьеры для осуществления контактов, в частности, по туристической линии. При этом мы, безусловно, говорим о сохранении террористической угрозы для туристов, которые приезжают в Турцию не только из России, но и из других стран. Мы ни на день не прекращали об этом говорить как ранее, так и сейчас. Хотим подчеркнуть, что это ответственность граждан, которые, кстати говоря, несмотря на политическое охлаждение, продолжали летать в Турцию, конкретного гражданина, тем более, если он едет с семьей, понимать уровень ответственности в этой очень непростой обстановке.

Естественно, нужно понимать еще один очень важный момент. Отсутствие политических контактов и ухудшение отношений напрямую «било» по контактам между военными и представителями соответствующих служб, которые обмениваются, в частности, разведывательной информацией по наличию  террористической угрозы. Если нет политической воли, нет соответствующей политической атмосферы, то нет и движения вперед. Мы понимаем, что какая-то часть информации могла не доходить о Турции до России. Сейчас мы исходим из того, что политическая нормализация приведет также к активизации связей и по другим линиям. Что касается борьбы с международным терроризмом, то нормализация наших отношений добавит возможности предотвращать террористическую угрозу. Поэтому полагаем, что активизировать в первую очередь нужно это направление.

 

Вопрос: Как Вы считаете, повлияет ли на Республику Крым и Севастополь восстановление отношений между Россией и Турцией, например, с точки зрения экономики и промышленности?

Ответ: Когда случилось то, что случилось — был сбит российский бомбардировщик и погиб сначала российский пилот, а потом в ходе спасательной операции еще один представитель Вооруженных Сил России, когда пошел процесс политического расхождения в связи с этими трагическими событиями, я присутствовала на  многих встречах с представителями разных российских регионов. Они выражали озабоченность тем, что у них были налажены связи с Турцией — пришли инвесторы (в частности, называли Крым и другие регионы), начали, например, совместное строительство, открывались школы, реализовывались проекты, по которым нанесли удар «по живому». Хочу сказать, что есть вещи, через которые нельзя переступать. Когда речь идет не об ошибочном, случайном преступлении, а о целенаправленной акции, которая ведет  к гибели российского гражданина, то каждый должен понять, что через это переступить нельзя. Боль каждого должна стать болью всех. Это принцип, на котором держится общество и государство. Не отреагировать на это было нельзя. При этом российские руководители на высшем уровне, на уровне МИД России всегда говорили о том, что мы не прерываем связи с людьми, с народом, мы не прерываем экономические связи, хотя прекрасно понимаем, что политическое охлаждение непосредственным образом скажется на экономике, инвестиционном климате и т.д. Сейчас эти барьеры снимаются, потому что Турция принесла извинения. Вы знаете о тех шагах, которые были предприняты. Мы полагаем, что это надо было сделать раньше. Но повторю: лучше поздно, чем никогда. Мы приняли эти извинения. Мы сделали оперативно и максимально все для того, чтобы отношения начали восстанавливаться. Исходим из того, что инвестиционный климат, экономические отношения и региональные связи только от этого выиграют.

 

Вопрос: Недавно Глава комитета Госдумы по обороне адмирал В.П.Комоедов направил лидеру французской партии «Народный фронт» М.Ле Пен приглашение посетить Севастополь для празднования Дня Черноморского флота. Как Вы можете это прокомментировать?  Поступил ли уже какой-то ответ от французских партнеров?

Ответ: Да, я видела эту информацию. Мы связались с Посольством России в Париже и выяснили, что приглашение передано в секретариат лидера политической партии «Национальный фронт». Говорить о реакции М.Ле Пен пока рано, потому что приглашение пока только передано.

Мы приветствуем любые контакты, которые могут помочь показать западной общественности, в частности европейской, реальное положение дел в Республике Крым. Чрезвычайно важно добиться того, чтобы обо всем здесь происходящем —  обо всем позитивном, негативном, о трудностях, проблемах и достижениях,  люди, европейские обыватели смогли узнать из первых рук. Мы приглашаем сюда СМИ, представителей международных организаций и политиков. Любой желающий на законных основаниях может приехать в Крым и посмотреть, что здесь происходит. Мы не скрываем трудности, не придумываем «потемкинские деревни», мы готовы показать Крым таким, какой он есть. Самое главное, что крымчане хотят и готовы это сделать. Вчера, в частности, общалась с присутствующим здесь руководителем Союза журналистов Крыма, который сказал, что ему очень обидно читать то, что пишет о Республике западная пресса. Это говорят не люди, присланные из Москвы и возглавившие два года назад образовавшиеся структуры, а те, кто жили здесь десятилетиями и еще недавно были гражданами другого государства. Они сделали осмысленный шаг, оформили его законодательным образом и теперь читают небылицы о родном для них месте. Они готовы показывать, рассказывать, делиться всем, что у них есть. Приезжайте и смотрите своими собственными глазами.

 

Вопрос: Среди тех, кто осуществил взрыв в аэропорту в Стамбуле, были граждане России. Правда ли это, подтвердилась ли эта информация?  На днях Глава Чеченской Республики Р.А.Кадыров говорил о том, как давно и спокойно живут на турецком берегу террористы из России, которых он назвал по именам. В связи с улучшением в отношениях между Россией и Турцией, идет ли речь о задержании и выдаче этих людей?

Ответ: Мы, конечно, видели появившиеся в СМИ, в том числе и в западных, сообщения, что вероятным организатором теракта в Стамбуле (напомню, этот теракт унес жизни 44 человек) является чеченский боевик А.Чатаев. Хочу сказать, что в свое время он был объявлен Россией в международный розыск по обвинению в содействии террористической деятельности. Несмотря на это, в 2003 г. А.Чатаев благополучно получил статус беженца на территории Австрии. Вскоре он занял руководящее положение среди боевиков – выходцев из соответствующего региона в западной Европе. В 2008 г. он был задержан уже правоохранительными органами Швеции. Хочу напомнить обстоятельства его задержания. Он находился в автомобиле, который был начинен оружием и боеприпасами. Тогда российская сторона инициировала запрос властям Швеции о выдаче террориста. Как вы можете догадаться, в этой просьбе, как и во многих других просьбах о выдаче преступников, связанных с террористической деятельностью на Северном Кавказе, российской стороне было отказано. В итоге в 2009 г., после того, как боевик вышел на свободу в Швеции, он был депортирован в Австрию.

Я хотела бы также привести слова московского корреспондента шведской газеты «Экспрессен». После освобождения А.Чатаева его, цитирую, «террористическая карьера пошла вверх» и его след был замечен в Грузии и на Украине. Опять же по мнению шведского корреспондента, этот человек давно занимается террористической деятельностью, в том числе распространением исламистской пропаганды, подготовкой боевиков для ИГИЛ, а также непосредственным планированием и совершением терактов.

Россия многократно привлекала внимание своих западных партнеров к проблеме распространения джихадизма на Кавказе и необходимости выработки совместных шагов по профилактике экстремизма в этом регионе. Почему мы призывали к этому наших западных коллег? Потому что именно на Западе эти террористы находят убежище.

Вы говорите о том, что Р.А.Кадыров заявил, что ряд боевиков находится на территории Турции. А какое количество боевиков и террористов находятся, например, в европейских странах? Сейчас я рассказала о «творческом пути» одного из них. Ведь это же не Турция, это Австрия и Швеция, к которым мы обращались с официальными запросами выдать преступника. Почему его не выдавали? Что с ним делали? Почему его выпустили и дальше не отслеживали его перемещение? Или отслеживали его перемещение? Что с ним происходит?

Вспомните историю наших многочисленных попыток либо добиться выдачи от Великобритании тех людей, которые связаны с международным  терроризмом на Кавказе, либо довести до Лондона мысль, что пропаганда, которую вели многие российские или бывшие российские граждане на территории Великобритании в поддержку террористических элементов, лишь вдохновляет терроризм. Разве мы были услышаны Лондоном? Конечно, нет. Все это время европейские страны продолжали проводить четкую политику по защите этих людей — выходцев из региона Северного Кавказа,  представляли их борцами за свободу, в частности, чеченского народа. Мы помним, как телекомпания «Би-Би-Си» и многие другие никогда не называли их террористами. Их называли кем угодно — повстанцами, но только не террористами. Как же так? Почему эти люди не выдаются, а освобождаются? Еще только предстоит выяснить, сколько преступлений они совершили и какую корпоративную сеть создали. Хотя информация о них была у российской стороны, и мы ее направляли нашим западным коллегам.

Вспомните ситуацию с терактом в Бостоне. Российские спецслужбы напрямую назвали американским коллегам фамилии террористов, которые были в нем замешаны.  Какой ответ мы получили? Когда мы конкретно указали фамилии этих людей и попросили обратить на них внимание, нам ответили, что все нормально, что это их люди. Потом эти «их люди» совершают кровавые теракты. А потом знаете, что происходит? Потом этих террористов называют российскими гражданами. Интересно получается: России их не выдают, у себя не наказывают, а когда они совершают преступления, оказывается, что они россияне.

Что касается остальных персоналий, которые задействованы в теракте в Стамбуле, то мы отслеживаем эту ситуацию. Могу уточнить у наших правоохранительных органов и  у соответствующих служб, какие данные по ним у нас есть.

На конкретном примере я рассказала типичную историю с людьми, которые преследуются за терроризм на территории России и очень свободно себя чувствуют в Европе.

Еще раз повторю, что улучшение и нормализация отношений с Турцией не снимают с повестки дня имеющиеся проблемные вопросы. Если террористы, которых мы преследуем, находятся на территории Турции, как и любой другой страны, мы будем продолжать их точно также преследовать и добиваться их выдачи. Не хочется, чтобы создавалась какая-то иллюзия, будто теперь проблемные вопросы мы будем «заметать под ковер», не видеть их или обходить. Ничего подобного.

 

Вопрос: Вы не думали о том, чтобы как-то упростить визовый режим для тех иностранных граждан, которые хотят приехать в Крым, особенно по культурному обмену?

Ответ: Для тех иностранных граждан, которые хотят приехать в Крым, в принципе, действует один визовый режим на территории одной страны. Если есть какие-то специализированные группы, например, группа журналистов или представителей международных организаций, то могу заверить, что мы делаем все, чтобы предоставить им информацию, и, конечно, не нарушая российское законодательство, максимально оперативно содействовать в оформлении виз и документов.

Если, например, Вы хотите кого-то пригласить по линии «Московского комсомольца», то Вы соответствующим образом оформляете это приглашение. Если это журналисты, поставьте нас в известность, и мы сделаем все возможное, чтобы зарубежные журналисты максимально оперативно получили визы и приехали в Крым. Мы делаем все, чтобы российская консульская служба работала оперативно и качественно. Мы сейчас даже работаем не столько над тем, чтобы в «точечных» случаях делать получение виз оперативным и качественным, сколько реагируем на негативные случаи. Если на нормальном фоне выдачи виз есть какие-то «точечные», некачественные или неоперативные случаи, то мы их отрабатываем. На выдачу виз мало кто жалуется. Мы делаем это оперативно. Еще раз говорю, что если по линии «МК» у вас будут делегации, то обращайтесь — мы все сделаем и поможем.

 

Вопрос: Вчера стало известно, что готовится рабочий визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Азербайджан для трехсторонней встречи с лидерами Ирана и Азербайджана. Вам что-нибудь об этом известно?

Ответ: По сложившейся традиции, комментирует рабочий график Президента России В.В.Путина Администрация Президента.

 

Вопрос: Санкции напрямую коснулись крымчан: им отказывают в получении виз по российским загранпаспортам. Ведет ли МИД России какую-то работу, чтобы побороть блокадный статус Крыма, чтобы крымчане могли свободно и без лишних усилий получать визы в европейские страны?

Ответ: Конечно, это дискриминация в прямом виде. Это то самое нарушение прав человека, за которое нас всегда критиковали. Теперь получается, что, действительно, впрямую нарушаются права конкретных граждан. Невыдача виз по территориальному принципу, по признаку волеизъявления граждан или их политических взглядов является прямым нарушением всевозможных международных обязательств стран, которые на это идут. Это просто прямое нарушение всего того, что страны-участницы ОБСЕ и ЕС десятилетиями накапливали в качестве позитивного опыта в правочеловеческой проблематике. Мы ставим этот вопрос по двусторонней линии и на международных «площадках», обращаем внимание руководителей международных организаций на недопустимость такой дискриминации. К сожалению, Европа, являясь «колыбелью» правочеловеческой сферы и всего объема документов, который вырабатывался в правочеловеческой области, идет сейчас впереди этой санкционной политики по преследованию конкретных граждан. Наказывают не руководство государства, которое принимало решения, а конкретных людей, которые с помощью референдума выразили свою волю. Это недопустимая вещь. Мы с этим работаем. Еще раз повторю, что мы ставим этот вопрос в ходе прямых переговоров и на международных «площадках». Очень хочется, чтобы эта тема нашла отражение в материалах иностранных корреспондентов, которые сюда приехали. Нельзя видеть нарушения прав человека, например, в Крыму со стороны российских властей и при этом вообще не замечать нарушений прав человека, которые допускают западные страны в отношении крымчан. Ведь это же прямое нарушение права на свободу передвижения.

 

Вопрос: Сейчас наблюдатели ОБСЕ отмечают на Украине, в частности, на линии соприкосновения с ДНР и ЛНР, наращивание вооруженных сил и техники. Какие шаги предпринимает МИД России для деэскалации напряженности в этом регионе?

Ответ: Во-первых, это работа «на площадке» ОБСЕ. Наш Постоянный представитель России при ОБСЕ в Вене А.К.Лукашевич регулярно, практически в ежедневном режиме доводит до сведения ОБСЕ российскую оценку ситуации, привлекает внимание к конкретным фактам. Конечно, это работа в рамках трехсторонней Контактной группы, которая там находится и в которой присутствуют российские представители. Это переговоры с нашими западными коллегами, телефонные переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с его американским коллегой Госсекретарем США Дж.Керри, недавний визит в Париж Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и его переговоры с главой МИД Франции Ж.-М.Эйро, обмен мнениями с многими другими коллегами. Это целый блок мер, которые сейчас предпринимаются. Конечно, это диалог с нашими американскими коллегами не только на уровне глав министерств иностранных дел, но и по линии В.Ю.Сурков-В.Нуланд. Делается все возможное для недопущения срыва разведения сторон.

Вы абсолютно правы, что ОБСЕ фиксирует не только деэскалацию, но и  подавляющее большинство нарушений (порядка 70%) именно с украинской стороны. Это данные ОБСЕ. Пропажа тяжелых вооружений со складов, где они должны находиться по соответствующим решениям, тоже фиксируется со стороны, контролируемой Киевом. Делаем все возможное для того, чтобы это дальше не разрасталось. Это необходимо не столько для того, чтобы «заморозить» эту ситуацию, сколько для того, чтобы использовать эту возможность для продвижения по политической линии в плане конституционной реформы, выработки и принятия закона об особом статусе и прямого диалога.